Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Алексей Крикливый: «А любовь-то почудилась…»

14 Апреля 2014

Елена Могелюк, новостная лента сайта театра «Глобус»

Дорогие друзья! 15, 16 мая 2014 года в 18.30 на большой сцене театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Дядюшкин сон» по одноимённой повести Ф. М. Достоевского в постановке главного режиссёра театра Алексея Крикливого. О Достоевском, неугасаемой актуальности его творчества и о жизни во сне — в нашем интервью с постановщиком.

 Алексей, в одном из интервью несколько лет назад Вы подчеркнули, что больше предпочтения отдаёте прозе, чем драматургии. И за последние четыре года немало спектаклей поставили как раз по прозаическим произведениям: «Толстая тетрадь» А. Кристоф, «Крейцерова соната» Л. Толстого, «Время женщин» Е. Чижовой (Омский театр драмы), теперь — Достоевский. Получается, тенденция сохраняется?

 Видимо, да. Однако я никогда не говорил себе: только проза. Нет. Это какая-то моя данность. Почему-то мы всегда ищем себе пути, которые заведомо сложнее. Если брать пьесу к постановке, то ты можешь быть уверен, что хотя бы текст у тебя точно есть. Когда же берётся прозаическое произведение, то свой текст ещё надо сочинить.

 Этим Вас и привлекает проза?

 На мой взгляд, в прозе чуть легче найти себя. Работая с драматическим произведением, режиссёр может отступать в сторону, но он постоянно ощущает присутствие автора в тексте. Драматург так или иначе подчиняет режиссёра своей воле. Если же взять многослойную прозу Толстого, Достоевского или Кристоф, то из множества историй ты волен выбрать одну, которая будет вести тебя, и в которую ты готов вложить все свои силы. Другими словами, проза избавляет режиссёра от больших обязательств перед автором и дарит чувство внутренней свободы.

 Повесть «Дядюшкин сон» — это Ваше первое обращение к Достоевскому. Почему возникло такое желание?

 Перечитывая повесть, я открываю для себя много созвучного сегодняшнему времени. Этим и удивителен Достоевский, когда его произведения (как и творчество других классиков) способны раскрываться с разных сторон. Кроме того, мне очень интересно найти портрет и интонацию автора. Достоевскому присущ особый интонационный посыл: своему читателю он подсказывает факт и, никого из героев не осуждая, предлагает несколько способов отношения к этому факту. Как художник или как читатель ты вправе выбрать один из предложенных вариантов или представить свой собственный. В этом плане Фёдор Достоевский не такой категоричный, как Лев Толстой. Он больше расположен к читателю, предлагает примерить на себя разные обстоятельства. Достоевский будто спрашивает о том, как бы ты повёл себя на месте того или иного персонажа. Кроме всего прочего, «Дядюшкин сон» — это фантастической красоты текст, который звучит изумительно. Работать с ним — одно удовольствие.

 Вы отметили, что в повести много созвучного настоящему времени. Так в чём же заключается её актуальность?

 Я нахожу несколько актуальных сторон. Главное, что, как мне кажется, очень верно звучит сегодня — это частое упоминание слова «любовь»: Зина любит Васю, а он — её; Мозгляков любит Зину, маменька любит Зину и т. д. Кажется, что все кого-то любят. На самом деле они лишь говорят о своей любви. Это какая-то игра в любовь, в действительности же нет ничего подобного — почудилось. Поэтому мы с художником с самого начала решили, что тему любви уберём и посмотрим, заработает ли эта история без неё. И она работает. Тем не менее я замечаю, что тоска-то есть по этой любви, а силёнок душевных персонажам на неё не хватает. Когда у человека нет любви — некой опорной точки, тогда могут твориться страшные вещи. Второе отражение наших дней в повести «Дядюшкин сон» — это то, как сильно обстоятельства давят на нашу жизнь. С этой точки зрения любопытно проследить за развитием характера Зины, которая начинает с явного максимализма взглядов, категорически не принимая мировоззрение своей матери Марьи Александровны, но в какой-то момент оступается, сходит с выбранного пути и в конце истории приходит к тому, против чего когда-то сама боролась. Мне хочется разобраться, настолько ли велика сила обстоятельств, что человек не способен им противостоять.

 Достоевский не написал ни одного драматического произведения. Тем не менее, можно ли его назвать «театральным автором»?

 Обидно, что Достоевский не писал для театра. Видимо, ему хотелось очень многое сказать, что невозможно было бы уместить в драматические жанры. Плотность его текстов слишком велика: каждое событие он пристально рассматривает с разных сторон. Как автор Достоевский невероятно притягателен, с ним хочется «общаться». Что касается его сценического выражения — то это уже зависит от режиссёров, постановщиков и артистов.

 Сама повесть несколько напоминает затянувшийся анекдот. Правда, смех какой-то грустный... В каком жанре видите Вы свой спектакль?

 Пока трудно сказать. Сейчас мне нравится быть слегка необязательным в таких вещах, как определение жанра. Мне нравится быть внутренне свободным. Бывает такое, что жанр, как иногда и замысел, оформляется в конце.

 Расскажите, пожалуйста, о декорациях. Почему так много белого цвета вокруг?

 Сценическое пространство напоминает меховую коробочку (используется искусственный мех «Игрушка»). Если пофантазировать, то за этим белым мехом мы увидим огромные просторы заснеженного царства-государства, города на отшибе Мордасова. В нём случаются удивительные сновидения, и сама реальность часто путается со сном. Зимой ведь все немного подсыпают...

 На какую аудиторию рассчитан спектакль «Дядюшкин сон»?

 На самом деле, Достоевский писал для всех. В плане захвата читательского (соответственно, зрительского) внимания представителей разных поколений у него есть всё. Есть молодая героиня Зина — значит, её история может тронуть молодых девушек; есть дама средних лет, есть старый князь... Зина находится в начале своего жизненного пути, и у неё есть надежда сделать определённый выбор, от которого будет зависеть её будущее. Марья Александровна находится в таком возрасте, когда какие-либо глобальные перемены в жизни не представляются возможными, но она всё же стремится что-то предпринимать. А вот старый Князь К., который, как пишет Достоевский, «сию минуту развалится», уже точно не в силах что-либо изменить в своей жизни... Так что, людям разных возрастов будет над чем поразмышлять.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272