Алексей Людмилин: «Том Сойер» – это не «Князь Игорь», здесь все намного сложнее

12 февраля 2010
Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»

В «Глобусе» готовят новую всероссийскую премьеру мюзикла — «Тома Сойера» Виктора Семенова

В спектакле «Том Сойер» заняты «замечательные и чудовищно талантливые», по мнению режиссера, артисты театра. На сцену выйдет вся молодая труппа «Глобуса» без исключения. Помимо участия во всероссийской премьере зрителей ожидает необычный сюрприз, говорить о котором пока рано: работа над проектом началась всего месяц назад, записан лишь один час фонограммы, а артисты еще не перебрались из репетиционного зала на сцену.

Главный поставщик подростковых мюзиклов в Новосибирске — молодежный театр «Глобус» — готовит очередную музыкальную бомбу для поклонников жанра. 19 марта на большой сцене театра состоится премьера мюзикла «Том Сойер» в постановке новосибирского режиссера Анны Зиновьевой. Режиссер обещает представить масштабное и грандиозное зрелище, главной темой которого станет история талантливого мальчишки, превратившего жизнь маленького американского городка в удивительное приключение.

Активное освоение популярного западного жанра в XXI веке театр «Глобус», как известно, начал с презентации чисто сибирского продукта — мюзикла «НЭП». «Когда мы с режиссером Алексеем Крикливым и композитором Еленой Сибиркиной взяли для мюзикла „Педагогическую поэму“ Макаренко, все вокруг сказали, что мы сошли с ума. До этого на региональных сценах не шло ни одного сибирского мюзикла на отечественную тематику в сопровождении живого оркестра. Работа над материалом была очень долгой. Поначалу возникали какие-то нестыковки, а потом накопилась определенная энергия, и в какое-то мгновение все сложилось. Скоро „НЭП“ будет идти в 150-й раз, и на нем всегда полный зал, который всегда отвечает артистам теплотой и овациями, — отмечает музыкальный руководитель проекта дирижер Алексей Людмилин, считающий себя родоначальником сибирского мюзикла. — После грандиозного успеха „НЭПа“ мне захотелось вновь сделать музыкальный спектакль и еще больше хотелось избежать повторов. Я планировал сделать что-то принципиально иное, бродвейское, классическое. И вот, будучи приглашенным в США на летний фестиваль в город Портленд, штат Орегон, я узнал, что художественный руководитель этого фестиваля Кейт Кларк является учеником Бернстайна и что он неоднократно ставил „Вестсайдскую историю“. И я подумал, что мюзикл „Вестсайдская история“ будет самым лучшим продолжением, абсолютно другим по стилю, но при этом таким же близким молодому зрителю по своей идее. После премьеры по Бернстайну я стал думать о продолжении традиции создания позитивных по атмосфере мюзиклов для молодежи. „Том Сойер“ идеально вписался в нашу концепцию».

Мюзикл «Том Сойер» задуман творческой группой театра «Глобус» давно. Выбор материала с точным расчетом на тинейджерскую аудиторию не лишен ностальгической подоплеки: «Я не знаю, как новое поколение относится к этой истории, но мы и наши дети выросли на „Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна“. В детстве я прочел эту книжку раза три и каждый раз получал удовольствие от текста, потому что у Марка Твена фантастический юмор, и весь его юмор в этой книжке есть», — рассказывает Алексей Людмилин. 
Автором музыки и либретто «Тома Сойера» является московский композитор Виктор Семенов, давно и прочно работающий на молодежную аудиторию. «У этого мюзикла интересная история. Виктор Семенов много лет пишет музыку для подростков. Основные музыкальные номера к „Тому Сойеру“ он писал в течение 10 лет. Либретто долгое время не было. В данном случае его было крайне тяжело написать — слишком много событий происходит в книге Марка Твена, которые надо уложить в ограниченный временными рамками музыкальный материал, — говорит режиссер Анна Зиновьева. — Но композитор находился под большим впечатлением от книги Твена и был весьма настойчив. Он доверил написание либретто самому себе. Вместил все. Теперь мы с этим разбираемся, вносим правки и коррективы».

Музыкальная часть «Тома Сойера», в отличие от драматической, принимается и режиссером, и музыкальным руководителем проекта безоговорочно. «Сейчас под словом „мюзикл“ подразумевают все что угодно. Поэтому скажем так — у нас будет музыкальный спектакль со множеством джазовых вариаций, в котором прозвучит не иллюстративная, а несущая глубокую смысловую нагрузку музыка. Замечательная, эксклюзивная, заводная музыка», — утверждает Анна Зиновьева. А Алексей Людмилин в свою очередь добавляет следующее: «Я слушаю эту музыку и кайфую. Про такую говорят — «хит».

Музыка написана в светлом тоне, с юмором и блеском. Так что в душе зрителей и слушателей не останется ничего черного. Тяжело придется только режиссеру спектакля. Воплотить в жизнь «Тома Сойера» — это вам не «Князя Игоря» в оперном театре поставить, в котором все выйдут толпой на сцену и будут стоять, петь. Здесь все намного сложнее — надо тщательно совместить музыкальную и драматическую части.

До премьеры «Тома Сойера» еще больше месяца, но уже известно, что спектакль будет идти под профессиональную оркестровую фонограмму. «Мы планировали играть „Тома Сойера“ вживую. Но у нас нет постоянного коллектива. Музыканты в оркестре, который участвует в „НЭПе“ и „Вестсайдской истории“, постоянно меняются. Добавить к этому еще и третий мюзикл было бы слишком, — объясняет музыкальный руководитель проекта. — Я ходил к губернатору и предлагал создать эстрадный симфонический оркестр, который играл бы в наших мюзиклах и концертировал отдельно. Но мне отказали. Поэтому мы решили остановиться на записи живого оркестра. Мы записали „натуральную“ музыку, а также еще сделали кое-где вкрапления электронной музыки, чтобы создать определенный колорит. Например, Индейца Джо в сцене на кладбище музыкально сопровождает электронный орган плюс бас-гитара. От таких звуков делается очень страшно».

Прогнозировать успех мюзикла «Том Сойер» постановщики пока не решаются, однако видят к этому все предпосылки. «Мне сложно сейчас говорить, насколько этот мюзикл будет иметь успех, ведь рождение спектакля по-настоящему происходит, когда он выносится на суд зрителя, — говорит Алексей Людмилин. — Мне нравятся эскизы декораций и костюмов Анастасии Глебовой и Владимира Мартиросова. Налицо и хорошее музыкальное попадание — классическая основа в стиле американской музыки 30–50-х годов. Кажется, спектакль должен получиться очень живой, добрый и позитивный. По крайней мере, мы постараемся это сделать. Все зависит от того, как люди сегодня воспримут эту известную историю: ведь нынешнее поколение, возможно, и не читает Марка Твена».

Режиссер-постановщик спектакля Анна Зиновьева полагает, что спектакль будет интересен и прочитавшим «Тома Сойера», и никогда не державшим эту книгу в руках. Причина одна — главные герои мюзикла решают те же задачи, что и потенциальный зритель спектакля. Они пытаются реализовать свои огромные, сумасшедшие, фантастические мечты. Стремятся вырваться из скучного пространства. Влюбляются и вляпываются в самые невообразимые приключения. Впрочем, старшему поколению «Том Сойер» также покажется любопытным — детство приятно вспоминать в любом возрасте.