Игра в радость

25 марта 2013
Анна Огородникова, «Континент Сибирь»

Новое название появилось в обширной и разнообразной афише театра «Глобус». Премьера спектакля «Поллианна» по бестселлеру Элинор Портер с интригующим подзаголовком «Вполне реальная история» идет на большой сцене театра 13, 14 и 30 марта.

Повесть американской писательницы Элинор Портер «Поллианна» была опубликована ровно сто лет назад, в 1913 году, и сразу же стала бестселлером. Книга не только многократно переиздавалась — по всей стране создавались «Клубы Поллианны», по мотивам повести было снято несколько телесериалов и фильмов, поставлен мюзикл на Бродвее. По просьбам читателей Элинор Портер написала два продолжения истории об удивительной девочке Поллианне. В чем же секрет привлекательности этой на первый взгляд немудрящей книги, написанной уроженкой Новой Англии? Ведь даже на русском языке сегодня есть сразу несколько изданий перевода повести — в дни премьеры один из книжных магазинов города развернул в фойе «Глобуса» продажу книг.

Пожалуй, главной ценностью этой истории можно считать способность радоваться каждому дню, каждой минуте жизни, которую подарила миру девочка Поллианна. «Я никогда не считала, будто нам следует отрицать существование трудностей, страданий и зла. Я только думала, что гораздо лучше приветствовать неизвестное бодро и радостно», — говорила сама Элинор Портер. Жизнь рано осиротевшей Поллианны вовсе не была безоблачной, но что бы ни случалось с этой десятилетней девчонкой, она всегда находила повод для улыбки, хотя бы сквозь слезы. «Каждый день не может быть хорошим, но что-то хорошее есть в каждом дне», — одна из ключевых фраз спектакля.

«Мне кажется, что секрет успеха этой книги прежде всего заключается в призыве не переставать удивляться всему тому, что нас окружает в наших буднях и праздниках, стараться не пропускать впечатлений от окружающих нас людей, предметов, природы — нашего мира и ценить счастливые мгновения нашей быстротечной жизни. Такое отношение к жизни мне очень понятно. Достигнуть в полной мере такой чистоты и гармонии с миром, увы, не удается, но есть стремление не захлебнуться в суетности, видеть, чувствовать, любить, отдавать и радоваться», — рассказала режиссер-постановщик спектакля Анна Трифонова.

«Поллианна» — не первая работа известного московского режиссера в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус», раньше она поставила на его сцене спектакли «Белоснежка и семь гномов» и «Малыш и Карлсон». Окончив РАТИ в 1997 году, Анна уже с 1998-го сама начала преподавание на режиссерском факультете, а позже — на факультете музыкального театра. Она активно ставит спектакли самых разных жанров в различных театрах страны и за рубежом, в ее режиссерском портфеле есть взрослые и детские спектакли, комедия и трагедия, классика и авангард.

В «Поллианне» Анна Трифонова вместе с художником Юлией Юдиной-Клюгвант создала на сцене уютный мир маленького городка, где все соседи знают друг друга. «Начав работать над материалом, мы задали себе вопрос: сказочная это история или нет? Возможна ли она сегодня? Я думаю, что возможна и вполне реальна, там нет ничего мистического. Поэтому и декорации максимально приближены к реальности. Нам хотелось передать живописность ландшафта маленького городка. Уют домов. Веселье и радость ухоженных клумб и газонов... Пока ты не остаешься один на один с испытанием, когда все для человека сосредотачивается не на внешнем, а на внутреннем переживании», — считает Анна Трифонова.

Итак, девочка Поллианна остается одна. Мать умерла давно, любимый отец, который и придумал для своего маленького рыжего чуда «игру в радость», отошел в мир иной совсем недавно. Дамы из благотворительного комитета, которые, судя по всему, играли немалую роль в жизни Поллианны, направили девочку в приют. К счастью, забрать девочку к себе решает родная тетя Полли — своя тетя Полли была, как мы помним, и у Тома Сойера, другого хрестоматийного сорванца американской литературы. Тетя Полли поначалу является нам чопорной занудой — кажется, в ее присутствии даже цветы вянут. Но постепенно неподдельная искренность и очарование Поллианны растопили этот лед, и тетушка вспомнила о том, что она молодая и красивая женщина, способная испытывать нормальные человеческие чувства.

Расцвели вокруг Поллианны, живой, непоседливой, а порой нелепой и надоедливой, и другие герои и сюжетные линии. Воспоминания о старой любви проснулись в нелюдимом и чудаковатом мистере Пендлентоне, который когда-то был отвергнут матерью Поллианны. Он даже хотел удочерить Поллианну, но это оказалось невозможно — зато нашелся мальчишка-сирота Джимми Бин, который стал его воспитанником. Надежда на взаимность возродилась в сердце доктора Уоррена, влюбленного в строгую тетю Полли.

Казалось бы, все уже стало налаживаться. Но по законам драматургии смотреть интересно не на само счастье или несчастье, а лишь на переход от одного к другому. Несчастье не заставило себя ждать. Поллианна попала под машину и слегла с параличом обеих ног. В борьбе за судьбу девочки все герои истории сплотились воедино, забыв о богатстве и бедности, званиях и старых обидах. И сама героиня уже не так легко справляется с игрой в радость, которая до сих пор всегда выручала ее. В финале Поллианна с огромным трудом, превозмогая боль, все-таки делает первые шаги...

Спектакль, по нынешним правилам четко маркированный как продукт для детей от шести лет, безусловно, хорош для семейного просмотра. «Это история об обретении родных, семьи. Поэтому приглашаем на этот спектакль семьями. Проблематика спектакля охватит разные возрастные группы, от малышей до бесконечности. И очень здорово, когда зрителям будет что обсудить именно с родными и близкими», — советует режиссер. Спектаклю еще предстоит настояться и раскрыться, как хорошо заваренному чаю, обрести мягкие полутона и драгоценные паузы, которые порой бывают важнее громких слов и в которых так хорошо разбираются дети.