Повод для радости

22 марта 2013
Елена Климова, «Старая мельница»

Премьера в театре «Глобус». «Поллианна». Режиссер Анна Трифонова (Москва). Размышления после спектакля.

Этой книжке в 2013 году исполняется сто лет. Она, как и спектакль, называется «Поллианна». Американская писательница Э. Портер рассказала историю про сироту, дочь священника-миссио­нера, которая после смерти родителей (где-то далеко «у язычников») приезжает в провинциальный городок к тетке. Та строга и скучна, не любит детей и не желает слышать об умерших родителях Поллианны. Конечно, у тетки есть на то свои причины, и на них, во многом, держится действие.

Мы не станем раскрывать интригу. Зато скажем, что Поллианна скоро пробудила сонную жизнь в городке, научив всех играть в свою игру. Они придумали ее еще с отцом‑священником, когда в благотворительной посылке вместо куклы девочка получила... костыли. И тогда они решили, что в любой ситуации нужно искать повод для радости. Например? Пожалуйста: прислали костыли, а они никому, слава Богу, не нужны.

Правда, костыли Поллианне все-таки пригодятся в конце спектакля. Но и здесь мы не раскроем интригу, скажем лишь, что все закончится хорошо. Вообще-то, как известно, лучше сначала читать книжку, по которой поставлен спектакль, а потом отправляться в театр. Но в случае с «Поллианной» стоит действовать наоборот. Спектакль дарит маленьким зрителям опыт сопереживания. Надо увидеть, как вскакивает с мест и аплодирует зал, когда Поллианна делает первые шаги на костылях. Аплодисментами сопровождают и счастливую помолвку тетушки, и усыновление мальчика-беспризорника.
Ну вот, почти все секреты истории про Поллианну мы все-таки рассказали. Но, надеюсь, мы не испортили просмотр ни взрослым, которым, уверены, будет, о чем поразмыслить, наблюдая происходящее на сцене и одновременно — в зале. Ни, тем более, детям. Даже если мама и подскажет на спектакле дочке: «Не плачь, Поллианна выздоровеет».

Мы намеренно не говорим о самом спектакле. О словно игрушечном городке на сцене, с аккуратными домиками и подстриженными живыми изгородями. Об очаровательной тетушке (арт. Наталья Тищенко), которая каким-то чудом вначале ухитряется казаться чопорной и некрасивой. О... ладно, обещали не говорить — и не будем. Потому что в этом спектакле главное не режиссерские придумки или хорошие актерские работы. Помните, у Пушкина: «чувства добрые я лирой пробуждал»? Вот и «Поллианна» тоже. А в искусстве для детей, согласитесь, это самое важное.