Татьяна Гамалей, «Ведомости»
В
октябре на
малой сцене «Глобуса» состоится премьера спектакля с
интригующим названием
— «Двойное непостоянство». Сейчас в
театре полным ходом идут репетиции.
Автор «Непостоянства» — французский комедиограф Пьер Карле Мариво (XVII–XVIII вв.). Его слава сравнима с мольеровской, а пьесы, написанные в жанре ярмарочного театра, но в особом, облагороженном виде, до сих пор ставят театры Франции. Считается, что Мариво создал новый театральный жанр, отбросив устаревшие схемы и правила и приблизив свои произведения к языку литературных салонов. Его драматургические замыслы были блестяще воплощены в свое время актерами театра итальянской комедии, который открылся в начале восемнадцатого века и через некоторое время стал королевским. Целую серию своих комедий, оказавшихся более жизнеспособными, чем трагедийный жанр, Мариво посвятил сюрпризам и нечаянностям любви. Он определял их как любовно-психологические, очень неординарно рассуждая о любви: «У других любовь борется со всем, что ее окружает, и торжествует вопреки всем противникам; у меня же она борется сама с собой и торжествует, опять-таки, вопреки себе. Это любовь, о которой влюбленные не подозревают, или любовь робкая, не решающаяся показаться, и наконец, любовь неясная, которую герои, не особенно в ней уверенные, преследуют в самих себе, прежде чем дать ей развернуться».
Впервые комедия «Двойное непостоянство», написанная под сильным влиянием итальянской комедии дель-арте, была сыграна в 1723 году. Премьера прошла с большим успехом, и спектакль надолго остался в театральном репертуаре.
В «Глобусе» комедию ставит московский режиссер Дмитрий Черняков, уже не первый раз сотрудничающий с новосибирскими театрами. Впервые он приехал в Новосибирск пять лет назад по приглашению «Красного факела» на постановку спектакля «Козий остров», затем через год в театре оперы и балета была выпущена премьера нового оперного сочинения композитора Владимира Кобекина «Молодой Давид», где режиссурой занимался также Черняков.
Спектакль потом принимал участие в «Золотой маске» и был отмечен новосибирской театральной премией «Парадиз». Среди последних российских постановок режиссера — «Сказание о невидимом граде Китеже» в Санкт-Петербурге, удостоенном «Золотой маски» сразу в трех номинациях — как лучший оперный спектакль, лучшая режиссерская работа и лучшая работа дирижера. Режиссерская многогранность проявилась и на этот раз: в «Двойном непостоянстве» Черняков не только выступает как постановщик, но и занимается сценографией и художественной разработкой костюмов. Мы попытались слегка приоткрыть завесу и поговорить с режиссером о готовящемся спектакле. Правда, все секреты он раскрывать не стал, оставив главную интригу до премьеры.
— Какие театральные сюрпризы ждут зрителей на этот раз?
— Вообще, это современная постановка — мы уходим от костюмной, декоративной инсценировки, характерных для того времени манеры разговора и накала страстей. Наш спектакль вполне соотносится со временем — по большому счету, это широкий жест сегодняшнего дня, и зрителей ждут сюрпризы, может быть, даже немного пугающие.
— У автора пьесы любопытная трактовка любви. На мой взгляд, вполне жизнеспособная версия. Вы согласны с таким взглядом на чувство, вокруг которого ломается столько копий?
— Нет, мне не близко такое определение, и это не мое понимание. В театре можно играть в игры и погружаться совсем в другой мир, абсолютно не твой. Игра ведь вообще основа театра. Меня, например, абсолютно не волнуют социальные пьесы, и психологизм тоже не интересен, потому что это обыденность. В сценическом мире обязательно должна быть загадка, и здесь идет речь о том, что мы чувствуем. Это и есть то, кэролловское, Зазеркалье — оно меня и притягивает.
— В новом спектакле вы взяли на себя сразу несколько ролей: постановщика, сценографа и художника по костюмам. Отчего такая многонаправленность?
— Потому что в спектакле мне сразу многое ясно, и я его себе представляю в целом. Создание всегда начинается с придумывания картинки и среды, в которой он будет существовать. Поэтому мне легче заниматься всем комплексом.
— Вы относите себя к какому-нибудь режиссерскому типу? Вам легко находить контакт с актерами?
— Обычно я не выстраиваю какой-то специальной линии поведения и не очень над этим раздумываю. Скорее, веду себя так, как хочется. С актерами же мы хорошо работаем, они очень открытые, но пока идет рабочий процесс, и что получится, станет понятно на премьере.
— Вас можно смело назвать режиссером широкого профиля. Но, наверное, есть различия между постановкой драматического и оперного спектаклей?
— Это очень большая разница и совсем другой технологический процесс. В драме и опере разные принципы. Если в драматическом спектакле мы сами создаем эмоциональную партитуру, то в опере она заложена изначально. И мне интересны разные театральные направления, я хочу быть открытым ко всем явлениям.
В спектакле играют Людмила Трошина, Евгений Важенин, Елена Ивакина, Светлана Казакова, Наталья Орлова, Ольга Афанасьева, Ольга Цинк, Вячеслав Кимаев, Александр Кузнецов, Александр Варавин, Илья Паньков.