Алена Карась, «Российская газета»
Рождественский фестиваль искусств в
Новосибирске в
нынешнем году проходит пятый раз. Пять фестивальных программ вместе с
целой лавиной других проектов за
последние пять лет превратили столицу Сибири в
один из
самых привлекательных культурных центров России.
Особенность Рождественского фестиваля состоит в том, что на нем представлены едва ли не все виды искусства — опера, балет, джаз, симфоническая музыка и, разумеется, драматический театр. Разумеется, потому что инициатором и центром фестиваля был и остается театр «Глобус», один из самых интересных драматических театров страны. В нем ставили Валерий Фокин, Борис Морозов, Глеб Фильштинский, Григорий Дитятковский, Александр Галибин, Клим. Многие из них участвовали в фестивале «Золотая маска».
В этом году на соискание премии «Золотая маска» выдвинут еще один его спектакль — «Двойное непостоянство» Мариво в постановке Дмитрия Чернякова. Обладая прекрасным чувством осмысленной художественно формы, Черняков придумал для спектакля маленький павильон за стеклом. Оснащенные маленькими микрофончиками герои вздыхают, шепчут, стонут от любви и отчаяния, удивления и неожиданных сюрпризов. Вся эта гамма человеческих эмоций является перед публикой малой сцены новосибирского «Глобуса» сквозь двойную призму из стекла и микрофона. Черняков, поставивший вслед за Мариво в Большом театре «Похождения повесы» Стравинского, точно одержим одним исследовательским проектом — попыткой понять судьбу чувства в мире, насквозь пронизанном истерией телешоу и медиальных стратегий. Чистая любовь Сильвии (Ольга Цинк) и Арлекина (Илья Паньков) становится предметом изощренной психологической манипуляции со стороны Принца (Александр Варавин) и Фламинии (Людмила Трошина). Ольга Цинк играет с виртуозностью опытнейшей актрисы. В ее игре осуществлен скрытый режиссерский интерес: возможность манипуляции со стороны внешнего мира коренится в самой структуре личности нового человека с его спонтанной природой, не подвергнутой какой бы то ни было этической рефлексии. Первая встреча разлученных возлюбленных исполнена звериных повадок — они тыкаются друг в друга, трутся, обнюхивают. И в ней столько же трогательного, сколько страшного, нечеловеческого. Из-за стекла на это торжество природы взирает надменный Принц, которому понадобилось разбавить свою утомленную рефлексией жизнь инъекцией живой природы. И здесь-то коренится парадокс: живое, не снабженное ответственностью этического выбора, точно так же изъедено червоточиной, как и манипуляторская стратегия современной цивилизации.
В финале сложноустроенной интриги, когда Принц с Фламинией направляют чувства юных возлюбленных к собственным персонам, обнаруживается, что экспериментальная площадка была фиктивным пространством reality show, где действовали актеры. И здесь происходит удивительное: Сильвия — Ольга Цинк разбивает стекло. Больше нет выморочного пространства манипуляций. Впрочем, больше ничего нет — спектакль окончен, и никто не знает, что последует за этим бравурным финалом.
В изобретательном и умном спектакле Дмитрия Чернякова прежде всего радует его эстетическая и интеллектуальная ясность. Придуманная им игра пронизана тонкими стилистическими смещениями — куртуазность, мариводаж, XVIII век, бравурная и резкая эстетика 70-х годов прошлого века, поведенческие типы нынешней эпохи — все сплавлено в единую художественную магму.