«Момо»: для тех, у кого есть время

15 апреля 2014
Елена Могелюк, «Место встречи. Сибирь»

Репертуар театра «Глобус» пополнился новым спектаклем «для семейного просмотра». Приглашённый режиссёр из Санкт-Петербурга Екатерина Гороховская поставила спектакль «Момо» по одноимённой книге немецкого писателя Михаэля Энде. Премьера состоялась 9 апреля.

Пространство Малой сцены условно поделено на две реальности. Первая — это манящий мир звёзд, где рождаются Цветы Времени. Это царство Мастера Хора (Артур Симонян) и его верной помощницы черепахи Кассиопеи (Ирина Камынина). Мастеру Хора доверено отпускать людям определённое количество времени, что в сумме составляет их жизнь. Вторая реальность — это мир тех самых земных людей, для которых предназначается Время.

Прозрачные летящие занавески условно проводят границу между мирами. Сквозь них, словно через запотевшее стекло, из своего дома Нигде Мастер Хора пристально наблюдает за тем, что происходит на Земле.

Мастер Хора обладает печальным взглядом и голосом, похожим на вечность. Удивительно, но седина его волос нисколько не намекает на возраст, и старомодный сюртук подчёркивает существование вне времени. Мастер Хора одновременно кажется и невероятно могущественным, и необъяснимо слабым. Ему открыты все тайны мироздания, но истина не делает его всесильным: один он не может противостоять представителям Сберкассы времени — Серым господам, которые угрожают всему человечеству.

Они призывают людей экономить время, которое постепенно будет капитализироваться. Экономить — это значит не общаться с друзьями, не заботиться о близких, не заниматься собственными детьми, забыть о домашних питомцах... Люди ведутся на убеждения Серых господ, и из мира постепенно исчезают улыбки, доброта и любовь...

Пепельно-серым агентам Сберкассы времени храбро противостоит девочка Момо (Екатерина Боброва), на которую их чары не действуют. Ведомая любовью к своим друзьям и направляемая самим Мастером Хора, она превращает Серых господ в дым.

Режиссёр Екатерина Гороховская бережно переносит основные идеи книгиМихаэля Энде в свой спектакль. Философия автора «Момо» не подвергается дотошному переосмыслению: когда-то открыв смысл этого произведения для себя, режиссёр предлагает теперь и зрителю «пройтись» по ключевым его вопросам.

Цитаты из книги, озвученные Мастером Хора, однажды проникнув в сознание, поселяются там навсегда: «Время — это жизнь, а жизнь обитает в сердце». Так по отдельным фразам смакуешь весь спектакль.

По атмосфере постановка напоминает фантазию разыгравшегося ребёнка, увлекательный детектив, отважное приключение с миссией по спасению мира, добрую сказку и день из жизни современного города, отравленного спешкой «по-макдональдски». Такое многообразие интерпретаций поддерживается яркими визуальными эффектами: неоновые вывески обозначают суматоху современных будней, выстроенных по утрированным принципам тайм-менеджмента, а пылающие холодным пламенем фигуры Серых господ делают зрителей свидетелями тайных заседаний агентов Сберкассы времени.

Едва ли оставит равнодушным актёрская работа Ирины Камыниной. На протяжении всего действа волшебная черепаха Кассиопея в её исполнении, которая на полчаса вперёд знает будущее, совсем не разговаривает. Но по выражению её лица, по взглядам, по жестам мы с лёгкостью читаем её характер. Кассиопея несколько своенравна, слегка горделива, но при этом обладает невероятно добрым сердцем. Она верный друг и надёжный помощник. Симпатии как со стороны детей, так и со стороны взрослых зрителей, без сомнения, на её стороне.

Спектакль «Момо» насыщен движением на сцене и многообразием персонажей. Это некая круговерть идей и действий.

Бессмысленно оценивать постановку с позиции возрастной принадлежности, лучше сказать, что она предназначена для всех, у кого есть время.

А ещё можно добавить, что после просмотра спектакля кто-то обязательно откроет для себя нового автора, с чьим творчеством непременно захочется познакомиться.