«Момо» – спектакль для детей и взрослых

19 апреля 2014
Елена Смородина, «Старая мельница»

Премьера Новосибирского «Глобуса» по книге Михаэля Энде «Момо», действительно, предназначена и тем, и другим. Философские сказки одного из самых известных детских писателей прошлого века, Михаэля Энде дают возможность поразмыслить родителям о своем, о взрослом, — и одновременно говорят с детьми о понятном, детском. Такова в первую очередь, его «Бесконечная книга», уже четырежды экранизированная.

А в «Момо» к тому же, речь идет о вещах, знакомых большим и маленьким. О серых господах, которые внушают нам такие правила жизни, в погоне за которыми мы перестаем общаться, дружить, играть, радоваться. И не беда, что они и не люди вовсе, эти серые господа. Нам кажется очень важным все, что они нам предлагают: экономить время ради работы, учебы, карьеры. А сэкономленные минуты и часы отдавать не друзьям и родным, а этим — в серых костюмах. Вы думаете, я говорю про нашу жизнь? Ничего подобного, речь о спектакле «Момо».

Михаэль Энде написал «Момо» в 1973 году. Не иначе, он обладал даром предвидения, также, как и не главная, но очень важная героиня спектакля «Момо» — черепаха Кассиопея. В роли Кассиопею — прекрасная Ирина Камынина в больших «черепашьих» очках. Ее Кассиопея бессловесна и загадочна, как волшебное создание, но вообще-то она держится как настоящая леди, а еще она влюблена в волшебника, управляющего временем — Мастера Хора (Артур Симонян, который кажется, наконец-то дождался роли, так ему подходящей. А может быть, он и на самом деле добрый волшебник?). К слову, Ирина Камынина (как все актеры в «Момо») играет и детскую роль, заводилу, воображалу, капризную и вредную девчонку Марию, — ну такую, какими только и бывают красивые девочки. Контраст с Кассиопеей разителен. Актрисе браво.

Спектакль идет на малой сцене «Глобуса», тут хочешь — не хочешь, а погружаешься в сказку с первых минут. Сцену от зала ничего не отгораживает. И вот она, девочка Момо, (про которую кто ж подумает, что это актриса, Екатерина Боброва) в растянутой во все стороны вязаной кофте и шляпе с помятыми полями, сиротка Момо, такая искренняя и храбрая, не боится даже серых господ, которые по-настоящему за ней охотятся.. Она смотрит прямо на нас такими глазами... ну, словно ждет, что мы сейчас ей поможем. А мы и поможем... не здесь и не сейчас, Тут, все-таки, театр, а мы зрители. Да и Момо в итоге отлично справляется без нас.

Мы потом поможем, мы дома будем гнать этих серых господ и от себя, и от всех. Если у Момо получилось, то и у нас получится?

«Момо» поставила петербургский режиссер Екатерина Гороховская. Она режиссер и критик, актриса театра и кино, и еще — ее голосом говорят герои нескольких мультиков — Аленушка, Забава Путятична, Лиза из «Барбоскиных» — и Лунтик. «Момо» — спектакль такой же многогранный, как и его создатель. Он красив, простая сценография вместе с волшебным, меняющим пространство светом, помогают включать фантазию. Занавеси, отгораживающие мир городка, где живет Момо и звездный мир Мастера Хора, тележка — домик Момо и корабль в детских играх, — вот почти все, что есть на сцене. И этого достаточно. Остальное придумаем, вообразим, сочиним.

Автор этого текста, например, «помнит», как Момо путешествовала с Кассиопеей по лабиринтам улиц города, спасаясь от серых господ, а потом — поднималась к звездам, где живет Мастер Хора. За приключениями Момо можно следить с азартом и сочувствием: вот сейчас она обгонит серых господ, а сейчас — перехитрит. А можно — еще и с погружением в притчу о том, как мы тратим самое большое наше богатство — время.

Наверное, «Момо» — спектакль для школьников. Конечно, о нем стоит поговорить дома, после спектакля, а может быть, и до него. Найти время. Как Момо.