Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»
В рамках проекта «Песни о Родине» в Новосибирске впервые поставят рассказ Пелевина.
В НАЧАЛЕ февраля на малой сцене театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Песни о Родине», ради создания которого в одном сценическом пространстве сойдутся три режиссера, три прозаика и три труппы. Павел Южаков и артисты «Первого театра» инсценируют «Благое дело» Дмитрия Глуховского, Дмитрий Егоров и резиденты Томского ТЮЗа интерпретируют текст Майи Кучерской, а главреж новосибирского молодежного возьмет в разработку рассказ самого Пелевина.
Художественному исследованию под руководством режиссера Крикливого подвергнется один из ранних рассказов Виктора Олеговича — «Хрустальный мир» — постмодернистский апокриф, обыгрывающий в пародийном ключе перипетии отечественной истории. Действие происходит в 1917 году (однако настоящего в «Хрустальном мире» больше, чем прошлого) накануне Октябрьского переворота. Юнкера Юрий и Николай стоят на посту, читают стихи, принимают кокаин вприкуску с эфедрином и охраняют Смольный, куда стремится пробраться страшный древний демон. Выполняя священную миссию, молодые люди рассуждают о том, что каждый человек приходит в этот мир с какой-либо целью. Однако свою задачу юнкера с треском проваливают: демон в лице лидера большевиков В. И. Ленина пробирается в резиденцию и овладевает Россией.
Если брать за точку отсчета первую публикацию произведения, рассказу «Хрустальный мир» в этом году исполняется двадцать четыре года. Сценическая история у опуса скромная. В 2003 году противостояние юнкеров и демонов разыграли артисты киевского Нового драматического театра на Печерске. В 2008 году рассказ был поставлен на сцене театрального центра «На Страстном». Более официальных инсценировок «Хрустального мира» за драматическими подмостками не числится. У одного из самых популярных отечественных прозаиков с театром вообще не складывается продуктивных отношений. При суммарном тираже порядка миллиона экземпляров (уже в 2001 году руководство издательства «Вагриус» озвучивало цифру в полмиллиона штук) едва наберется с десяток профессиональных спектаклей. Новосибирск в рамках проекта «Песни о Родине» и вовсе принимает Пелевина впервые, не считая разовой гастрольной акции по мотивам «Чапаева и Пустоты» в начале нулевых. Роли в «Хрустальном мире» исполнят молодые артисты «Глобуса» — Никита Зайцев, Никита Сарычев, Руслан Вяткин и Наталья Тищенко. Подробности готовящейся в недрах театра постановки излагает режиссер спектакля Алексей Крикливый:
— Алексей Михайлович, «Песни о Родине» — это сборник короткометражных спектаклей. Непривычный для Новосибирска формат — новое веяние или производственная необходимость?
— Скорее, удивительным образом возникшее художественное и человеческое доверие по отношению друг к другу. Такой «сговор доверия» между тремя режиссерами и тремя театрами. На мой взгляд, это уникальное явление, потому что мы все очень разные и каждый со своими амбициями. Не часто такое бывает, что мы вот так вместе решаем сотрудничать.
— Как возникла идея сотворчества?
— Она родилась из разных размышлений, из желания объединить наше театральное поле. Сейчас такое время объединения. Театральное пространство должно сплачивать артистов разных коллективов и, надеемся, публику тоже.
— Откуда пошло название проекта — «Песни о Родине»?
— О Родине не говорится, а поется. Если ее любить, то о ней надо петь. Но «Песни о Родине» не развлекательный проект массового потребления. Мы хотим понять, что есть такое Родина для каждого из нас троих: мы ведь никуда не уехали, живем в этой стране и работаем.
— На пресс-конференции было сказано, что «Песни о Родине» — это попытка исследовать российский менталитет. В чем лично вы видите особенности российского менталитета?
— Наше мышление отчаянно парадоксально, дивно причудливо и очень возбудимо. Мы во что-то верим, кидаемся в это, потом забываем, затем снова чем-то увлекаемся. Но не просто увлекаемся, а готовы за это страдать и даже умереть. Мы все чем-то заряжены, но почему-то разобщены. Сейчас репетирую одно произведение и пока нахожусь под таким впечатлением.
— В проекте заявлены три режиссера, три прозаика и три разных сюжета. Каким образом будет происходить объединение частей?
— Все три произведения, как и сами режиссеры, абсолютно разные. Но всем нам одинаково интересен простой человек, не имеющий никакого отношения к элите или политике, человек, который попадает в обстоятельства, не им самим придуманные. Объединить части в одно целое — задача непростая, и чтобы понять, как это сделать, нам нужно увидеть истории друг друга. Пока по плану мы работаем по отдельности, но со 2 февраля начнем совместные репетиции. Есть идеи по поводу того, чтобы, например, артисты «Глобуса» принимали участие в спектаклях двух других режиссеров и наоборот. Мы ни в коем случае не вмешиваемся в работы друг друга — у каждого режиссера есть своя зона ответственности. Как будто мы собираем разные паззлы. В один из моментов детали могут совпасть, и тогда возникнет общая картинка. Когда все три темы выстроятся в одну, может получиться очень любопытная рефлексия на то, что мы называем Родиной.
— Почему вы остановили выбор на «Хрустальном мире» Виктора Пелевина?
— Во-первых, очень люблю произведения Пелевина и считаю его одним из главных российских авторов. В какой-то момент, когда в 90-х годах вышел его роман «Чапаев и Пустота», он очень сильно повлиял на мое сознание. «Хрустальный мир» — ранний рассказ Пелевина, но в нем уже чувствуются и его юмор, и его стиль — как писатель строит текст, как насыщает его нюансами и подробностями, как играет со смыслами. В этом рассказе есть вся поэтика Пелевина, весь его образный ряд. Те вопросы, которые решают герои рассказа, выходят за рамки 1917 года и советского мифа о начале революции. Во-вторых, «Хрустальный мир» очень хорошо отражает идею нашего проекта. Кроме того, театр и Пелевин — это такая сложносочиненная история: мало доходит этот автор до театра, да и фильмов не так уж много.
— Ответы на какие главные вопросы ищете в своем «Хрустальном мире»?
— История, описанная в рассказе, мне кажется, не произошла бы, например, в Германии или в какой-либо другой европейской стране. А вот в странах со славянским образом мышления — легко. Почему так? Это характер и человека, и нации в целом. Есть какое-то поведение особенное у этих ребят-юнкеров, которое характерно для многих людей нашей территориальной принадлежности.
— Расскажите, пожалуйста, о музыкальном сопровождении проекта.
— Лично мне бы хотелось пойти от автора, а у него есть только одна музыкальная тема, которая звучит из окна. Зато в произведении много разных шумов и даже звук какого-то вакуума. Сейчас пока мы ищем внутреннее звучание этого рассказа. Само название звучит: «Х р у с т а л ь н ы й мир». Прекрасный рассказ. Прекрасная история. Я действительно рад, что самый загадочный автор современности Виктор Пелевин дал свое согласие на участие в проекте.