Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Почти по Гоголю
Почти по Гоголю
18+
К Международному дню театра • 27 марта 2024 года
18+

Практика разврата

9 Сентября 2013

Рита Логинова, «Сибурбия»

Вопрос «А жить зачем?», заданный Толстым в «Крейцеровой сонате» больше ста лет назад, так и остался висеть в воздухе: человечество продолжает, следуя чувственным порывам и «естественному человеческому свойству», размножаться, и конца этому не видно. Делать из повести эсхатологическую трагедию пока рано, да и незачем, а вот разобраться с тем, как и почему в пределах семьи один человек разрушает и забирает жизнь другого, хотя можно было бы просто развестись, — всегда есть смысл. Что и сделал в одноимённом спектакле главный режиссёр новосибирского театра «Глобус» Алексей Крикливый.

Как и у Толстого, действие происходит в поезде и во времена, судя по костюмам, примерно толстовские или около, правда, не в плацкарте, а в вагоне-ресторане — в нём проще найти свободные уши.

Свет и звук, мигание и скрежет имитируют железную дорогу так убедительно, что соседка по ряду шепчет: «Вы чувствуете, кресла шатаются?»

А когда Крикливому надо, чтобы вагон превратился в гостиную, а высокие рассуждения столкнулись с низкой действительностью, он пускает в зал запах запечённой курицы — её едят гости на званом вечере у Позднышевых под известный монолог главного героя о том, какая «страшная вещь музыка».

«Погладь меня, погладь, вот здесь», — бормочет, всхлипывая, герой Лаврентия Сорокина, Позднышев, лёжа на коленях у супруги Лизы (Екатерина Аникина) после очередной ссоры, и ещё не зарезанная им жена гладит его по голове. Этого нет у Толстого.

Эта виньетка, как и многие другие, рассыпанные по глобусовской премьере, делает спектакль совместной работой Крикливого и Толстого, а не просто «экранизацией» произведения Льва Николаевича.

Спектакль в одно действие, час сорок густого толстовского текста без антракта, мог бы стать моноспектаклем с одним только Сорокиным, но, слава богу, не стал, иначе получилось бы слишком высоколобо. Крикливый полифонически раскладывает длинный позднышевский рассказ на других персонажей. Монолог о том, как хорошо женщинам известно, чего хотят от них мужчины, он отдаёт сестре Лизы (Светлана Галкина, она же играет официантку в вагоне-ресторане, с рассуждений которой о настоящей вечной любви начинается спектакль). В момент, когда Позднышев говорит о врачах, в частности, об Иване Захарыче, который «очень хорошо знает, что он ничего не знает и ничему помочь не может», слово перехватывает сам Иван Захарыч (Евгений Важенин, он же — проводник поезда, который спорит с официанткой о браке в начале спектакля).

На игру Сорокина можно смотреть неотрывно, как на воду или на огонь. Крикливый выводит его героя диким невротиком, без тени здравого смысла, с большим самомнением и ещё большей мнительностью. Сорокин играет отвратительного, вызывающего крайнюю брезгливость персонажа, изматывающего жену сперва похотью, а затем ревностью. Он то с гримасой ужаса отчитывается нам о годах, прожитых в ненависти к жене, то пугает официантку взрывами ярости, то заискивает с залом и свое тихое «извините» произносит, глядя на кого-нибудь из зрителей (хорошо, если не на вас). Да, он не хочет быть смешным, он хочет быть страшным, но столько раз за полтора часа перешучивается с вами, снижая градус всё нарастающего ужаса, и провоцирует смех, которому не было места у Толстого, что в итоге он именно смешон.

Толстой сам хоть и практик разврата, но его последствий — теоретик. И Позднышев у него хоть и убийца, но довольно праведный, что ли, к тому же раскаявшийся. Классик находит этому убийству глубоко социальное объяснение и почти оправдывает Позднышева, причину его преступления видя не столько в нём самом, сколько в устройстве общечеловеческого порядка — и эта теоретическая глыба довольно скучно смотрелась бы на сцене. Поэтому более приземлённая интерпретация Крикливого всем только на руку, но он, тем не менее, не веселить людей собирается, а заставить трезво, в отличие от Позднышева, взглянуть на себя и свои отношения.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272