Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

«Мы все рано или поздно сталкиваемся со злом»

13 Мая 2014

Татьяна Ломакина, «Тайга.инфо»

13 мая новосибирский «Глобус» вновь показывает «Красную Шапочку»: премьера спектакля Светланы Потёмкиной состоялась в марте. Тайга.инфо обсудила с режиссером и актрисой, как со сцены рассказывать ребенку о смерти, когда ему начинать искать место в зрительном зале и чем театр лучше интернета.

Тайга.инфо: Сейчас почти у каждого ребёнка есть телевизор, интернет, планшет и другие современные развлечения. Что детям при таком разнообразии может дать театр?

 Дети могут получить в театре искренность. Этого не может дать компьютер. И чувство сопереживания — это заложено в нас Творцом. Мы по своей сути отзывчивые творения. К сожалению, интернет и гаджеты выхолащивают это у людей. Если дети этих качеств лишены, они вырастают ожесточёнными или, знаете, такими «исполнителями», когда одухотворённости и полёта души в них нет. Чем может удивить театр? Своим наивом и чистотой. Я верю, что Творец создал нас чистыми, и этого мы лишаемся в течение жизни. Говорят, мол, пусть дети как можно скорее узнают, что такое взрослый мир. Но практика же показывает, что дети, выросшие в семье, где их любят — одни. А дети, которые выросли в спецучреждениях, — другие.

Тайга.инфо: На афише вашего спектакля маркировка «0+», и волк в нём милашка, а в каком возрасте можно рассказывать детям, что волк может и сожрать?

 Мне в детстве эту сказку прочитали лет в пять. И я была потрясена, что волку вспороли брюхо, и оттуда вышли бабушка и Красная шапочка здоровыми и невредимыми. В основе «Красной шапочки» Шарля Перро — жестокая средневековая сказка. Всё в этой истории наполнено жаждой мести и мыслью, что зло должно быть наказано.

В свою «Красную шапочку» я закладывала два мира — мир девочки из благополучной семьи, где все её любят, и мир Волка, олицетворения человека-изгоя, выброшенного из детского дома в суровые волны жизни, которого все чураются. И вдруг встречается девочка, которая со всей безусловной любовью принимает его таким, какой он есть. У меня как эпиграф была мысль, что зло побеждается добром, верим мы в это или нет, нужно на это год или десять лет. Мои знакомые взяли из детского дома ребёночка с изломанной судьбой. Но прошло пять лет, и теперь это абсолютно другой ребёнок, даже по выражению глаз.

Тайга.инфо: Но как не перегнуть палку? Чтобы и не напугать ребёнка, и не оставить его в неведении об устройстве мира? 

 Мы говорили об этом на репетициях. Однажды наступает момент, когда детям приходится сталкиваться с тем, что этот мир не такой волшебный и яркий, как видится в детстве. Мы все рано или поздно сталкиваемся со злом. Нам кажется, что это несправедливо, но мы все проходим эту школу. Выталкивать птенцов из гнезда, если они только вылупились, — это убийство. Но, когда у них уже окрепли крылья, это необходимо, чтобы научить летать. Всё должно быть своевременно. Вещи нужно называть своими именами: не просто «ты это взял», а «ты украл», не «ты обозвал человека», а «ты оскорбил, унизил». Но говорить об этом с ребёнком в три года бесполезно, а в восемь — совсем другое дело. Всё придёт в своё время.

Тайга.инфо: В одной шведской книжке охотник волка не убил, а вскрыл живот, оттуда вышли бабушка и Красная шапочка, живот зашили, и волк убежал в лес. То есть волка не наказываем, отпускаем с миром, может быть, это его чему-нибудь научит. Насколько такой подход типичен для России? 

 Когда я решила заняться этой историей, я узнала, что «Красная шапочка» основана на реальных событиях из Средневековья. Была девочка, страдающая аутизмом, она то и дело уходила из дома и терялась. Тогда мама сшила ей красный плащ с капюшоном, в котором девочка стала ходить и летом, и зимой — так её было видно и на белом снегу, и среди зелени. Затем я полезла к братьям Гримм и удивилась — как описанные у них жестокости вообще возможны? Потом осознала, что такое было время, XIV-XVI века, люди так жили.

Сейчас смертная казнь у нас отменена, но люди иногда не прочь её вернуть, особенно, когда речь заходит о насилии над детьми. Если судить по сказкам, русский народ очень сердобольный. Но мир сейчас так жесток, что нашим детям этих сказок не хватает. Да и родители заняты больше собой, поэтому забывают рассказать о милосердии, а ведь это потрясающее чувство, которое может менять ход истории. Тайга.инфо: Как маленьким детям языком театра рассказать не о насильственной смерти, а о смерти как о естественном завершении жизни? Эта тема есть в детских книгах, а в театре её почти нет.

 В «Глобусе» есть «Алые паруса» — спектакль в категории «12+», где в первых сценах спектакля умирает мама Ассоль, и это сделано очень поэтично: она появляется на заднем плане в белом платье и поёт колыбельную уже как бы оттуда. Это сложный спектакль, но таким языком можно рассказывать детям о смерти, они способны это воспринять. Или как в «Синей птице» Метерлинка — у вас скоро родится сестрёнка, но потом она уйдёт к нам, обратно в мир душ. Вот так мягко, аккуратно ребёнок узнаёт о смерти. Если дети поймут разницу между жизнью и смертью, то будут ценить и то, и другое. И, возможно, у них не возникнет мыслей о суициде, как это бывает у подростков.

Тайга.инфо: В каком возрасте можно и нужно впервые приводить ребёнка в театр?

 Папа и мама должны подготовить ребёнка к встрече с театром. Кино — это понятно: нажал на кнопочку — вот тебе кино, нажал на другую — пауза, можешь пересмотреть. А здесь всё «живьём». Хорошо, если родители расскажут ребёнку, что в театре всё происходит в реальном времени, что там можно смеяться, хлопать, топать ногами — ну, когда позволяет ситуация. Можно переживать, плакать и, в конце концов, увидеть совсем другой мир. Родителям нужно быть чуткими, чтобы не отбить у ребёнка желания прийти сюда вновь. Сложно сказать, когда можно начинать — в три года или в пять лет, но в год точно рано. В годовалом возрасте ребёнку нужна мама.

Тайга.инфо: А вам приходилось слышать из зала «Не верю!» от ребёнка?

 Всегда есть либо сопереживание, либо отказ от него. На премьере, после третьей сцены один мальчик вдруг требовательно и громко несколько раз сказал: «Мама, идём отсюда!» Администратор помог выйти, минут пять-семь они бродили по коридору, и потом мальчик сказал: «Нет, пойдём обратно, там интересно». Что заставило его выйти? И что заставило его вернуться обратно? Это, наверное, и есть то, чем привлекает театр — всё происходит сейчас, сию минуту.

Для детей сложнее играть. Если ты хоть капельку фальшивишь, они откидываются на кресле и начинают ковыряться, маму о чём-то просить. Всего лишь маленькая капелька фальши, и они не говорят «Не верю!», но показывают это своим поведением. Взрослый зритель может сделать скидку, что, мол, устал артист, может, дома у него что-то не так. А ребёнку всё равно, что там у тебя дома. Он пришёл на сказку, ему её и подавай. Тайга.инфо: Не мешают артистам бурные детские эмоции во время спектакля?

 Мне кажется, артисты, задействованные в детских спектаклях, за этим туда и приходят. У детей бывают горячие споры, что да как будет, заканчивающиеся фразой: «Ну вот, я же говорил тебе!» Вот ради таких моментов мы и выходим на сцену, чтобы заинтересовать их, чтобы они сопереживали и чувствовали себя сопричастными этому миру. Мы на некоторых спектаклях специально просим детей топать, чтобы энергия выходила. Театр — это праздник. Где ещё бурно выражать эмоции?

Как-то в области мы играли «Зайку-зазнайку». Там есть сцена, где зайка спит в домике, а лиса с волком составляют заговор, как его проучить. И вдруг мальчик на первом ряду начинает выть: «У-у-у-у!» За ним второй, третий, и весь зал начал выть. Мы с артистом, играющим волка, переглядываемся и понимаем, что они решили разбудить зайку, чтобы спасти от коварных планов волка и лисы. Вот это дети!

Тайга.инфо: Как рассмотреть в детях артистический талант и не перепутать его с детским кривлянием? И что делать родителям, если ребёнок собрался поступать в театральный институт?

 Лет с восьми мы устраивали маме концерт: натягивали верёвку в комнате, прищепляли плед, составляли программу, вывешивали её и пели в расчёску вместо микрофона. Мы разыгрывали сценки, читали по ролям, и к 16 годам я поняла, что для меня это стало частью какого-то смысла. Если ваш ребёнок об этом мечтает, надо ловить момент. Если вовремя не поймаешь этот дар, то он так и пропадёт. Что делать родителям? Дать право на ошибку. Не позволять себе ставить своих детей в ситуацию, когда у них нет выбора. У них всегда должен быть выбор. Они на всё имеют право, потому что это их путь.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272