«Чтоб глаза повылазили!»

13 сентября 2012
Владимир Иткин, «НГС. Релакс»

Режиссеры пяти крупнейших театров Новосибирска рассказали о самых потрясающих премьерах сезона-2012-2013.

В сентябре наконец закончился театральный штиль, на смену ему пришел новый сезон, для актеров и режиссеров особенный — 150 лет назад в Москве родился Константин Станиславский, чья актерская система легла в основу не только российского, но и зарубежного театра. Большинство театров заявили о своих премьерных планах, а у «Первого театра» главная премьера уже состоялась — 11 сентября показали «Золотую лавину», российское продолжение «Визита старой дамы» Дюрренматта, о жадности и деньгах. Корреспондент НГС.РЕЛАКС обратился к режиссерам главных новосибирских театров с просьбой назвать наиболее важную и интересную премьеру этого сезона.

Сергей Афанасьев, главный режиссер Новосибирского городского драматического театра: «В этом сезоне будет 25 лет нашему театру, а 17 января исполнится 150 лет со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского. Именно поэтому я взял две пьесы, которые наиболее полно отражают единение того и другого события: „Чайку“ Чехова и пьесу Леонова „Унтиловск“.

Почему „Унтиловск“? Эта пьеса, написанная прекраснейшим языком, рассказывает о жизни провинциального городка Унтиловска, в который ссылаются лучшие представители интеллигенции. Там протекает их жизнь — по настроению она очень напоминает жизнь и настроение современного Новосибирска.

Это упадническое настроение и стремление всякого мало-мальски мыслящего человека покинуть город, чтобы, наконец, покончить с депрессиями, которые в культурной сфере сейчас преобладают, — и одновременно ощущение невозможности вырваться. Что касается „Чайки“, то с нее начался наш театр, лет 15 мы ее играли, последний раз — в 2001 году. Новая постановка будет совершенно другой — развернутое прочтение Чехова, которое раскрывает многие его загадки. Это будет нетрадиционное прочтение, с того момента, когда зритель войдет в театр, спектакль начнется, задолго до третьего звонка, — он будет идти в фойе, буфете, вестибюле, затем плавно перейдет на сцену, а потом проводит зрителя до выхода».

Айнарс Рубикис, главный дирижер театра оперы и балета: «Из больших мероприятий номер один, конечно, это „Месса“ Леонарда Бернстайна. Уже весной на сайте театра вы могли прочитать, что над ней началась работа. Ее жанр мы старались всячески определить, что это такое — опера, мьюзикл, каноническая месса, — но, к сожалению, ни в какие рамки это не входит. В этом опусе объединены многие действующие лица — от оперных солистов до танцоров, также будут играть рок-солисты, блюз-солисты, наш большой хор. Там будет три хора, и в общей сложности мы задействуем 400 человек. Премьера назначена на 21 декабря — то, что на эту дату выпадает конец света, конечно, совпадение. Так что не бойтесь».

Алексей Крикливый, главный режиссер театра «Глобус»: «У нас будет восемь премьер, и я при всем желании не смогу выделить самую лучшую. Поэтому я расскажу об одном спектакле, который считаю важным, но не буду называть его главным, ладно? Это „Куба“ — по пьесе нашего актера Саши Липовского.

Год назад на „Интерре“ был проект, предназначенный разбудить пишущих людей в Новосибирске. Вы знаете, от современных авторов — и новосибирских в том числе — приходит много пьес, но они находятся в отрыве от сегодняшнего театрального процесса. Поэтому на „Интерру“ приехали критик Анна Банасюкевич и драматург Дурненков и два дня вели драматургические семинары-лаборатории. Потом эту идею подхватил Центр современного искусства, Дом актера, „Глобус“, мы читали эти тексты. Про Сашу Липовского, ему 24 года, я знал, что он неплохо пишет. Потом узнал, что он написал что-то о своих друзьях, мы устроили читку, люди висели на потолках, очень смешно было. Потом Саня написал вторую часть пьесы.

Это история про новосибирских парней с окраины, большую дружбу и приключения. Там есть новосибирские реалии, есть и аллюзии ко всеми нами любимому Тарантино, но самое главное — очень хороший юмор.

Получился, как мы шутили, блокбастер. Этой работой — „Кубой“ — мне хотелось бы сдвинуть с места драматургию Новосибирска».

Александр Зыков, главный режиссер театра «Красный факел»: «Самые большие надежды я возлагаю на спектакль „Отцы и сыновья“, который поставит петербуржец Александр Баргман. Здесь и материал замечательный — ирландский драматург Брайен Фрил превратил роман Тургенева в пьесу, — и режиссер прекрасный».

Тимур Насиров, главный режиссер театра «Старый дом»: «Главная премьера — это постановка пьесы Вадима Леванова о Ксении Петербургской. Это житие святой Ксении, юродивой, житие в клеймах, как на иконах — посредине фигура святого, а вокруг сцены из ее жизни. Там будет занято много артистов. Я собираюсь сделать дилогию — есть у Леванова еще одна пьеса про кровавую барыню Дарью Салтыкову, знаменитую Салтычиху. С одной стороны Ксения, с другой стороны — зверь Салтычиха.

При этом главным персонажем является хор — все те, кто окружают Ксению и Салтычиху. Для автора пьесы и для меня важно, что не в Ксении дело, а в нас с вами. И вот вопрос — почему в одной среде может появиться и зверь, и ангел. Меня очень интересует это вот большинство, которое, как правило, всегда молчит, а если разевает рот, то только для хулы. Почему в таких условиях одни становятся Ксенией, другие Салтычихой?

В этих пьесах автор играет с языком XVIII века, но игра эта абсолютно понятная, немножечко пряная. Когда Ксения ругает мальчишек, которые ее обижают, она это делает так блестяще, что хочется выучить и употреблять в бытовой жизни: „Анчут вас возьми!!! Чтоб вам глотку заклало! Чтоб глаза повылазили! Чтоб вас... Чтоб вам всем передавиться! Чтоб вас пятнало! Чтоб вам обороту не было! Чтоб вам поперек! Гноем всех загнои-и-и!!!“. Там богатейший русский язык в этой пьесе, удивительный!».