Алена Истомина, top54.city
24
и
25
сентября в
«Глобусе» прошел проект «ZA
ГРАNEW» в
рамках «перезагрузки» спектакля «Арабская ночь».
Спектакль московского режиссера Александра Созонова «Арабская ночь» по пьесе культового немецкого драматурга Роланда Шиммельпфеннига впервые был показан в апреле прошлого года. Однако в 2016 году в самом мистическом спектакле «Глобуса» произошли изменения — теперь роль Франциски Деке исполняет актриса Мария Соболева.
«Арабская ночь» — восточная сказка, которая происходит в рамках жизни обычных людей. Они живут рядом, их жизни постоянно соприкасаются, а квартиры удивительно похожи друг на друга. По задумке режиссера герои свои монологи исполняют в унисон — чуть замолкает один, продолжает другой, а иногда персонажи «голосят» одновременно. Но от такой сложной структуры, в которую включены и видео-, и аудиоряд, спектакль лишь выигрывает.
Перед началом восточной истории зрителей пригласили на проект «ZA граNEW» — это мистическое путешествие в глубины своего подсознания. Для тех, кто действительно любит неординарные ощущения. Гости «Глобуса» с помощью вселенной реалити-квестов Fantasmia перенеслись в параллельную реальность.
Сперва гости должны были разгадать головоломки квеста. И здесь было не обойтись без смекалки, внимательности, наблюдательности. Игроков провожали по задворкам тайных комнат герои восточных сказок.
После разгадки квеста театралы могли пройти в другие комнаты — там специалисты толковали сновидения, строили астрологические прогнозы, рассказывали о картах таро и нумерологии...
После такого погружения зрители действительно оказались готовыми к просмотру фантастической истории, герои которой, кажется, специально закрыли для себя мир мифологии и волшебства. Но закрыться от собственного «я» — значит навлечь на себя беду. И персонажи вырываются в свое бессознательное, оказываясь при этом то на дне бутылки, то посреди пустыни, то в объятиях бесконечного потока оголодавших по мужскому телу соседок...
Сложить все пять историй в единый сюжет-ребус зрителям предложили тут же — во время беседы с артистами и режиссером спектакля.
— Этот спектакль — точка сборки, — объясняет Александр Созонов. — Вот, к примеру, кто-то считает, что сейчас происходит лучший, самый интересный момент в истории России, кто-то считает, что сейчас хаос... Я искренне считаю, что сейчас происходит самое важное, что может со мной происходить. Мы встретились, общаемся...
Зрителей, в первую очередь, интересовало, есть ли смысл в этой психоделической драме, было ли это на самом деле или просто сон, фантазия, опиумный бред героев, и действительно ли Франциску украли?
— Мой персонаж был украден действительно, — объясняет актриса Мария Соболева. — Я так для себя решила. Хотя мы спорим об этом. Но после проклятья у нее случился сдвиг. Предположим, она даже живет в квартире родителей... Есть и другой вариант. По внутренней линии — то, что ей снится ночью, это просто ее внутренняя сексуальность, страхи ее какие-то... В продолжении спектакля моя героиня становится цельной личностью и она уже готова к встрече с мужчиной.
— Человек может уследить одновременно за четырьмя каналами передачи информации, — поясняет режиссер главный секрет спектакля. — Тут их пять. Шесть — видео, семь — мизансцена, восемь — музыка. Все это — неразгаданные иероглифы. Такие знаки как маки, которые становятся кровью. Или песок, который превращается в воду. Вот эти знаки потом начинают расшифровываться. Вас потом торкнет через 2-3 дня. А, может, и не торкнет...