Драматургия музыкальная и «хохматическая»

19 февраля 2010
Ирина Тимофеева, «Ведомости»

На март в «Глобусе» намечен выход российской премьеры мюзикла «Том Сойер», который станет третьим по счёту спектаклем в этом жанре в репертуаре театра после «НЭПа» и «Вестсайдской истории». В работе над постановкой режиссёру Анне Зиновьевой предстоит решить не самую простую задачу: как соединить талантливую музыку Виктора Семёнова со сложной драматургией Марка Твена, насыщенной событиями и шутками.

«Мы и наши дети выросли на „Приключениях Тома Сойера“. В детстве я прочитал эту книжку раза три, — вспоминает Алексей Людмилин, музыкальный руководитель спектакля. — И каждый раз получал удовольствие от текста. Большего шутника, чем Марк Твен, трудно представить. Но сейчас дети мало читают. И для некоторых, возможно, этот сюжет будет открытием. Таким образом, то, настолько спектакль будет интересен разным поколениям, будет зависеть от его качества».

Качество будущего мюзикла в значительной степени определяется его музыкальной составляющей. А о нём постановщики отзываются восторженно. Автор музыки — московский композитор Виктор Семёнов, он много лет пишет музыку для подростков. Над своим «Томом Сойером» он работал основательно, некоторые музыкальные номера к нему писал в течение 10 лет. В итоге получилось произведение на классической основе, в традиции американской музыки 30–50 годов прошлого века. «Я слушаю его и кайфую», — бесхитростно признаётся Алексей Людмилин. А, по мнению Анны Зиновьевой, музыке в этом спектакле отведена совсем не иллюстративная роль: «Она несёт большую смысловую нагрузку. Она богата, имеет подтексты, является одной из главных действующих лиц».

Либретто, как и музыка, написано Виктором Семёновым. Сделать это было довольно трудно, потому как произведение Марка Твена переполнено событиями, которые надо уместить в ограниченное по времени музыкальное произведение. Но композитор был увлечён и настойчив — и написал либретто сам. Теперь трудности подстерегают Анну Зиновьеву: как этот грандиозный материал, музыкальный, драматический и «хохматический», уместить на одной сцене. Ведь сделать это нужно так, чтобы история Тома Сойера, мальчишки, превратившего жизнь маленького американского городка в одно сплошное приключение, не потеряла своей увлекательности.

В этом спектакле будут заняты все молодые артисты театра. А вот живого оркестра на этот раз, увы, не предвидится: «Том Сойер» будет идти в театре «Глобус» под профессиональную оркестровую фонограмму. Запись оркестра уже существует, и сделано это было в сжатые сроки: на то, чтобы получить «час» музыки в записи, ушло четыре дня, когда обычно для материала такого масштаба нужно дней десять. Но, как бы то ни было, посмотреть на нового «Тома Сойера», который, как и сто лет назад, будет пытаться воплощать свои самые невероятные мечты, небезынтересно. Ведь главное в этой истории, неоднократно подвергавшейся переизданию, экранизации и мультипликации, а теперь ещё и собирающейся выйти в виде мюзикла Виктора Семёнова на сцену театра «Глобус» — впервые в России, — её неугасающая актуальность.

Цитата

Алексей ЛЮДМИЛИН, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, музыкальный руководитель спектакля «Том Сойер», об истории сибирского мюзикла:

«Когда мы с режиссёром Алексеем Крикливым и композитором Еленой Сибиркиной взяли для мюзикла „Педагогическую поэму“ Макаренко, все вокруг сказали, что мы сошли с ума. Работа над материалом была очень долгой. Поначалу возникали какие-то нестыковки, но в какое-то мгновение всё сложилось. Скоро „НЭП“ будет идти в 150-й раз, и на нём всегда полный зал. После грандиозного успеха „НЭПа“ мне захотелось вновь сделать музыкальный спектакль. И я взялся за мюзикл „Вестсайдская история“, другой по стилю, но при этом такой же близкий молодому зрителю по своей идее. А после премьеры по Бернстайну я задумался о продолжении традиции создания мюзиклов для молодежи. И „Том Сойер“ идеально вписался в нашу концепцию».