Ирина Тимофеева, «Ведомости»
У
Гоголя много ликов, которым Нина Чусова режиссерской «тушью» заострила основные черты. Получилась карикатура. Не
та, над которой посмеются
— да
завернут селедку. А
та, которая ближе к
шаржу, скрепляющему дружбу. Именно таким шаржево-карикатурным вышел спектакль «Женитьба» на
большой сцене «Глобуса». Хочется верить, что Гоголь, не
обиделся
бы, если
бы увидел такое прочтение себя.
Нина Чусова еще воронежской школьницей писала, что хочет быть режиссером. Затем, как могло показаться, «наглостью и уверенностью в своей гениальности», штурмовала ГИТИС. А сейчас одновременно закрепляет и опровергает статус «молодого режиссера», выпуская спектакли в «Современнике», «Сатириконе», МХТ им. А. Чехова — и наполняя свои постановки такими актерами, как Олег Табаков, Ольга Дроздова, Гоша Куценко, Чулпан Хаматова, Елена Яковлева... Но и в новосибирском «Глобусе», где ее очень долго ждали (все же главреж театра Алексей Крикливый — однокурсник Нины Чусовой), она не изменила себе: вернулась к Гоголю, который не отпускает ее со студенческих лет — и одним движением руки перевернула «Женитьбу» вверх тормашками.
Действительно, а почему бы на раз-два-три не переместить действие пьесы в 60-е годы прошлого века? Во время надоевших до чертиков авосек с кефиром, которые нынешние модельеры выдают за модный аксессуар, народных дружинниц, перебирающих на скамейке семечки и сплетни, и мифической надписи «Пива нет». Это время, в котором избирательная память оставила только самое милое, полвека спустя вызывает ностальгическую улыбку, а то и тихую слезу, которую никто не заметит в темноте зрительного зала.
Нина Чусова — специалист по таким «перемещениям». И у каждой такой подмены хронотопа есть объяснение. «Женитьба» заблудилась в «хрущевской оттепели» не только для того, чтобы приблизить Гоголя к современному зрителю. Дело еще и в том, что 60-е годы и пьеса по ощущению режиссера совпадают по настроению: их объединяют мечтательность, порыв, иллюзия выбора — и капканы из старого, которые не дают прорваться к лучшему.
В «Женитьбе» все актеры на своем месте, говорит Нина Чусова. Каждый персонаж, от «свахи» Ильи Панькова до появляющегося в эпизоде гармониста, которого играет Николай Александров, — это мини-шедевр в жанре карикатуры. И самый заметный в этом ряду, пожалуй, Вячеслав Кимаев, которого можно поздравить с заметной ролью «экспедитора» Подколесина: по ночам он рвет на голове седые волоски, ходит на свидания в коротеньких брючках, но скорее выпрыгнет из окна, чем женится. Хотя...