Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Почти по Гоголю
Почти по Гоголю
18+
К Международному дню театра • 27 марта 2024 года
18+

Леди и джентльмены

4 Октября 2007
Сергей Самойленко, «Культура»

«Священное пламя» Сомерсета Моэма в новосибирском «Глобусе»

«Глобус» выбрал для постановки детектив. Точнее — детективную мелодраму знаменитого англичанина.

Детектив — редкий гость в современном российском театре. Уже потому спектакль привлекает внимание. Тем более по такой необщеизвестной пьесе, как «Священное пламя». Моэм написал ее в 1920-х подах, и от его прозы это произведение отличается довольно сильно — ему будто начисто отказало чувство юмора, он сделал персонажей рупором моральных сентенций, а про полноценность характеров забыл. Похоже, что у знаменитого прозаика просто отсутствовал драматургический дар. В наше время в отечественном театре пьесу ставили всего несколько раз — самая известная постановка пятилетней давности в МХТ с участием Егора Бероева, Евгении Добровольской, Владимира Ильина и прочих знаменитостей вызвала кислую реакцию критиков. Премьера в «Глобусе» тоже не стала безусловной победой театра, хотя и поражением назвать спектакль нельзя.

Гибрид детектива и мелодрамы оказался историей с любовью, страстью и убийством, вполне агатокристиевской герметичной загадкой с виду, если бы ответ не был очевиден чуть ли не с самого начала. История проста — в типично английском имении прикован к кровати молодой английский аристократ-летчик Морис Тэлбот, получивший страшные травмы в катастрофе самолета (Артур Симонян). За ним ухаживает тайно влюбленная в пациента сестра милосердия (Ирина Камынина). Присутствуют: мать (Людмила Трошина), молодая жена Стелла (Юлия Зыбцева), младший брат, приехавший из Южной Америки и задержавшийся на неопределенный срок (Дмитрий Шульга), доктор (Александр Варавин) и отставной майор полиции (Евгений Калашник). Молодая жена проводит время с младшим братом джентльмена-инвалида, который не хочет, чтобы супруга посвятила свою жизнь уходу за безнадежно больным. Вот и в наблюдаемый вечер молодые люди отправляются в оперу на «Тристана и Изольду» Вагнера. Вагнер в спектакле не звучит, а жаль — сам выбор оперы символичен и многозначителен — понято, чем кончится дело.

Дело кончится — ясно, впрочем, и без музыки — к взаимным чувствам. Ясно это и миссис Тэбрет. Дело идет к классической мелодраме — но перед самым антрактом Морис умирает (за сценой) от передозировки снотворного, и сиделка подозревает убийство... Выдавать убийцу не положено, тем более что догадаться несложно... Тем не менее при всей очевидности разгадки спектакль смотришь без напряжения. Конечно, режиссер не открыл никаких глубин в пьесе, оригинальностью трактовки не блистает и не смог наполнить действие ни неожиданными психологическими поворотами интриги, ни запоминающимися яркими трюками и приемами. Сценография не претендует на оригинальность — зеленый газон на сцене и раздвигающиеся витражные плоскости, за которыми открывается черное беззвездное небо. Зато есть простор для актеров — они и играют честно, хотя и с разной степенью убедительности. Допустим, из Артура Симоняна английский аристократ не очень, и поэтому даже радуешься, когда его быстро убивают. Зато из Юлии Зыбцевой получилась прекрасная неверная жена — легкая, подвижная, взбалмошная и очаровательная, способная тем не менее на глубокие переживания и страсть. Хороша в роли миссис Тэлбот и Людмила Трошина, она держится с достоинством истинной леди, вообще, это актриса универсального дарования. Молодой Дмитрий Шульга выказывает себя равноправным партнером более опытных коллег и «борозды не портит». Александр Варавин похож на всех английских докторов сразу — впрочем, не только на английских. В недавнем «Месяце в деревне» у него тоже была роль доктора — и видно, как много он перенес из того спектакля в этот.

«Священное пламя» конечно, не вполне детектив. И не вполне мелодрама. Пьеса похожа больше на эссе на морально-нравственные темы — только в драматургической форме. Режиссер не смог смягчить жесткую определенность антагонистических позиций на жизнь. И значительная часть произносимого текста — это пафосные высокопарности, произносимые этими персонажами. Но это и многозначительную красивость можно простить за немаловажное достоинство спектакля — его краткость.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272