Светлана Новикова-Ганелина, «Российская газета»
В
Новосибирске идет мюзикл по
«Педагогической поэме»
Новосибирск — город молодой: всего каких-то 111 лет. Однако театры в нем старые. Говорят, если б не театры, город был бы совершенно другим: большой строительной площадкой. Молодые люди довоенных лет писали в сочинениях, что хотят объясняться в любви, как герои на сцене. Любимых артистов знали в лицо, и даже в деревнях их фотокарточки стояли на комодах.
Сегодня театров в городе десять, а с малыми студиями и антрепризами — все пятнадцать. Интересно, что первым стационарным театром Новосибирска стал ТЮЗ. В 1929-м пионеров Западной Сибири собрали на слет. Обсудив важные государственные задачи, слет обратился к правительству с просьбой создать театр для детей. В самом Новосибирске делать это было некому, и просьбу передали главному специалисту по детскому театру, создателю Ленинградского ТЮЗа, режиссеру и педагогу Александру Александровичу Брянцеву. Брянцев бросил клич добровольцам, и пятеро его учеников и сподвижников уехали в Сибирь делать Краевой западно-сибирский театр...
Теперь это знаменитый молодежный театр «Глобус». Он имеет большое нелепое здание в форме парусного корабля и звание академического. Если верить Станиславскому, срок жизни театра — лет15–20. В таком случае, «Глобус», которому 4 апреля исполняется 75, проживает уже четвертую или пятую жизнь. И в отличие от многих ТЮЗов, в душе желающих быть «как большие», не стесняется оставаться ребенком — работать для детей и с детьми. Дети реально вписаны в его структуру, они не только в зрительном зале, но и в репетиционных комнатах, и в длинных коридорах закулисья. Одни занимаются вокалом и хореографией, выходят на сцену в спектаклях. Других готовят в «профессиональные театралы»: показывают устройство сцены, работу цехов. После чего в огромном фойе театра появляются детские рисунки с говорящими названиями: «Рабочие сцены», «Подготовка к «Трем толстякам», «На смешном спектакле», «Костюм Осени».
По части менеджмента, организации театрального процесса «Глобус» считается настоящей театральной академией. Его сделала таким твердая, даром что женская, рука директора Марии Ревякиной. Когда Олег Табаков принял руководство МХАТом, он переманил Ревякину в Москву, в директора Художественного театра. С того времени кораблем «Глобуса» управляет Татьяна Людмилина. Существуют разные точки зрения на то, кто должен стоять у театрального руля. По сложившейся у нас традиции, успех театра определял художник, художественный руководитель (или главный режиссер). Ленинградский Театр комедии был театром Акимова, БДТ — театром Товстоногова, Моссовета — театром Завадского и т. д. Лицо театра, стиль, художественную программу формировал, прежде всего, худрук. Именно он был душой театра-дома, а директор обеспечивал «материальную часть». Сейчас во главе многих театров стоят директора. Они могут приглашать на постановку любых режиссеров. И это прекрасно: труппа осваивает разные стили, требования, а зритель получает возможность выбирать по своему вкусу. Но есть опасение, что отсутствие художественной концепции и постоянного режиссерского пригляда за состоянием спектаклей рано или поздно скажется на лице театра.
За то время, что в «Глобусе» нет главного режиссера, ничего плохого пока не произошло. «Директорский корабль» без пробоин обходит рифы. Труппа живет насыщенной творческой жизнью, без простоев, разрушительных для актерского организма. Перед Новым годом театр выбросил главный свой козырь: музыкальный спектакль «НЭП» Елены Сибиркиной по «Педагогической поэме» Макаренко (музыкальный руководитель и дирижер Алексей Людмилин, режиссер-постановщик Алексей Крикливый). Театр называет его первым сибирским мюзиклом (не знаю, может, так оно и есть?) и забавно расшифровывает аббревиатуру: Новое Экономическое Поколение.
«НЭП» наверняка войдет в число легенд «Глобуса». Это острые драматические конфликты, мощный драйв, вызывающий открытое сопереживание зала, отличная хореография (хореограф Эдвальд Смирнов из Петербурга). Что поделаешь, вспоминая замечательный фильм «Республика ШКИД» с Сергеем Юрским, ждешь снова суперобаятельного, пламенного Макаренко. Однако Макаренко Евгения Важенина — не более чем положительный персонаж. Ну нет в нем харизмы! И потому сцена, где он своим личным примером безнадежную вроде бы шпану приучает к труду, кажется сладким сновидением. Стоило ему взять в руки топор и самому приняться за рубку дров, как орава детей бандитов в миг перевоспитывается. Колонисток, быстро ставших шелковыми, нарядили в белые костюмы с красными косынками — ну просто советские ангелочки! В спектакле много комических моментов, хорошо поставленных и исполненных жанровых сценок с драками и массовым гуляньем на ярмарке. Самое главное для зрителя — не очень придираться к наиву слишком скорой переделки подпорченного человеческого материала.