Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

«Пианисты» без игры, или Что стоит за тишиной

29 Ноября 2017
Яна Доля, «Честное слово»

В фойе новосибирского театра «Глобус» перед премьерой спектакля «Пианисты» заманчиво льется «Лунный свет» Клода Дебюсси. На афишах красуется размноженный портрет И. Брамса в стиле великой тройки — Ленин, Маркс и Энгельс. Однако спектакль вовсе не о годах жизни великих пианистов. И вы не услышите здесь даже фонограммы фортепианной игры. Вместо музыки звучат вокализы в живом исполнении артистов или того хуже — тишина.

Только в такой эстетской постановке музыку можно изображать посредством тишины или вокализов. Вокализы на «а-а» начинаются с самого начала спектакля, причем четкого пропевания мелодии нет. Дальше будет еще и «раз-и, два-и», и, казалось бы, все должно разрешиться в финале в фортепианную игру или хотя бы в четкую мелодию. Но этого не происходит.

Да, те, кто придут послушать Равеля, Брамса или Дебюсси, будут разочарованы. Поэтому сразу хочется сделать оговорку: спектакль режиссерский, с интересной, конечно, задумкой. Спектакль, режиссерские ходы которого нужно считывать. Например, в сцене, когда Аксель Виндинг приходит из мести к сестре в дом профессора, главный герой говорит одновременно за двух персонажей — за старого профессора и его жену. Вполне логично, если предположить, что те потеряли дар речи: профессор от разоблачения, его жена — от открывшейся измены.

Или сцена в доме импресарио Гуде, где Аня Скууг разговаривает сама с собой — так в спектакле подчеркивается ее отрешенность, независимость и особый внутренний мир. А говорящий голосом робота отец Ани доказывает ее дисциплинированность.

Наконец, эта пресловутая тишина. Когда Аксель «играет» Шопена в доме Сельмы Люнге, хочется думать, что эта тишина связана с памятью об ушедшей матери и мыслями о любимой девушке.

В романе Кетиля Бернстада уделяется внимание трем вещам: подготовке к музыкальному конкурсу, и выходу на профессиональную сцену, и взрослению, проявляющемуся как в первой настоящей любви, так и в интересе к сексу. В спектакле эти акценты не ощутимы (в романе, например, Аксель просто помешан на Ане). Здесь на первое место выходит эстетство, постановка сама по себе — минималистичная, стильная, современная. Здесь деликатно убраны откровенные сцены (постельная сцена Акселя и Ани вовсе проговаривается словами), здесь нет музыки (она звучит только один раз — на празднике музыкантов, причем это не классика, а диско — словно намек, что остальной мир суетлив и шумен). Не подчеркивается и причина угасания Ани — она умирает слишком неожиданно. И только поднятая вверх рука Ани (как и в случае смерти матери Акселя) говорит о том, что Скууг последовала вслед за ней.

Некоторые персонажи выражены весьма гротескно. Например, обворожительная и царственная Сельма Люнге, дающая частные уроки музыки, довольно автоматична и холодна, как и отец Ани. Ее супруг Фердинанд в буквальном смысле ползает на коленях, подчеркивая свое ничтожество. Надо отдать должное режиссеру Борису Павловичу, который четко уловил детали образов и усилил их в постановке.

Во время показа, на котором присутствовала корреспондент газеты «Честное слово», произошел забавный инцидент: у кого-то из зрителей в зале во время спектакля зазвенел мобильный телефон, и сразу же по сценарию отец Ани произнес такую фразу: «Я бы его убил». Зал залился хохотом, даже артисты еле сдерживали смех. Этот эпизод сразу развеял некоторую первую озадаченность необычной постановкой, и дальше зрители уже просто получали удовольствие.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272