Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

«Пианисты» без игры, или Что стоит за тишиной

29 Ноября 2017
Яна Доля, «Честное слово»

В фойе новосибирского театра «Глобус» перед премьерой спектакля «Пианисты» заманчиво льется «Лунный свет» Клода Дебюсси. На афишах красуется размноженный портрет И. Брамса в стиле великой тройки — Ленин, Маркс и Энгельс. Однако спектакль вовсе не о годах жизни великих пианистов. И вы не услышите здесь даже фонограммы фортепианной игры. Вместо музыки звучат вокализы в живом исполнении артистов или того хуже — тишина.

Только в такой эстетской постановке музыку можно изображать посредством тишины или вокализов. Вокализы на «а-а» начинаются с самого начала спектакля, причем четкого пропевания мелодии нет. Дальше будет еще и «раз-и, два-и», и, казалось бы, все должно разрешиться в финале в фортепианную игру или хотя бы в четкую мелодию. Но этого не происходит.

Да, те, кто придут послушать Равеля, Брамса или Дебюсси, будут разочарованы. Поэтому сразу хочется сделать оговорку: спектакль режиссерский, с интересной, конечно, задумкой. Спектакль, режиссерские ходы которого нужно считывать. Например, в сцене, когда Аксель Виндинг приходит из мести к сестре в дом профессора, главный герой говорит одновременно за двух персонажей — за старого профессора и его жену. Вполне логично, если предположить, что те потеряли дар речи: профессор от разоблачения, его жена — от открывшейся измены.

Или сцена в доме импресарио Гуде, где Аня Скууг разговаривает сама с собой — так в спектакле подчеркивается ее отрешенность, независимость и особый внутренний мир. А говорящий голосом робота отец Ани доказывает ее дисциплинированность.

Наконец, эта пресловутая тишина. Когда Аксель «играет» Шопена в доме Сельмы Люнге, хочется думать, что эта тишина связана с памятью об ушедшей матери и мыслями о любимой девушке.

В романе Кетиля Бернстада уделяется внимание трем вещам: подготовке к музыкальному конкурсу, и выходу на профессиональную сцену, и взрослению, проявляющемуся как в первой настоящей любви, так и в интересе к сексу. В спектакле эти акценты не ощутимы (в романе, например, Аксель просто помешан на Ане). Здесь на первое место выходит эстетство, постановка сама по себе — минималистичная, стильная, современная. Здесь деликатно убраны откровенные сцены (постельная сцена Акселя и Ани вовсе проговаривается словами), здесь нет музыки (она звучит только один раз — на празднике музыкантов, причем это не классика, а диско — словно намек, что остальной мир суетлив и шумен). Не подчеркивается и причина угасания Ани — она умирает слишком неожиданно. И только поднятая вверх рука Ани (как и в случае смерти матери Акселя) говорит о том, что Скууг последовала вслед за ней.

Некоторые персонажи выражены весьма гротескно. Например, обворожительная и царственная Сельма Люнге, дающая частные уроки музыки, довольно автоматична и холодна, как и отец Ани. Ее супруг Фердинанд в буквальном смысле ползает на коленях, подчеркивая свое ничтожество. Надо отдать должное режиссеру Борису Павловичу, который четко уловил детали образов и усилил их в постановке.

Во время показа, на котором присутствовала корреспондент газеты «Честное слово», произошел забавный инцидент: у кого-то из зрителей в зале во время спектакля зазвенел мобильный телефон, и сразу же по сценарию отец Ани произнес такую фразу: «Я бы его убил». Зал залился хохотом, даже артисты еле сдерживали смех. Этот эпизод сразу развеял некоторую первую озадаченность необычной постановкой, и дальше зрители уже просто получали удовольствие.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272