Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

«Пианисты» Новосибирского молодежного театра «Глобус»: Динамика напряжения

31 Мая 2018
Дарья Проскурякова, «ОКОЛОтеатральный журнал», блог

Нет, я бы не назвала это ни ладно скроенным спектаклем, ни ровным, ни отстраненным. Свойства, которые эти слова называют, вроде бы и присущи «Пианистам» — холодный свет, блеклый цвет, логически выстроенные интонации — но это не про бледность и равнодушную повествовательность. И если «Пианисты» и холодный спектакль, то это холодность норвежской прозы, и европейская холодность XXI века, которая наступила после непереносимой боли — холодность, за которой тысячи исписанных букв, истраченных нот, изданных криков; которая про то, что было больно и страшно так сильно, что жестовый и мимический поток иссяк (про то, как выбор между музыкой и смертью становится все более очевидным, и безапелляционное понимание этого нависает над тобой все более явно).

Это про герметичность. Про точно выверенную динамику напряжения. Про интровертную эмпатию и актерское слияние с болезненностями персонажа — настолько сильные и глубинные, что не остается сил на то, чтобы проявлять эти совпадения и болезненности еще и вовне. Да и не нужно: добавить сюда немного истерики, немного буквальности — была бы неумная пошлость, а при чем здесь тогда Бьернстад.

Вообще больше хочется говорить о том, про что этот спектакль не — чтобы очистить его от шелухи неточных слов, потому что он-то как раз точно сделан, с кристальной чистотой, беспримесной сложностью и силой: за весь трехчасовой спектакль ни одной сбивки или провисания. Выключиться из этого напряжения невозможно, «Пианисты» задействуют все зрительские ресурсы сразу и насовсем, в точности так же, как мунковское «Солнце», которое при своей истерически жизнерадостной яркости (в «Пианистах» цветовой яркости нет, но есть широкий интонационный диапазон) мгновенно вводит в жутчайший транс наблюдения, предлагая не сюжет, но визуальный груз, перед которым можно только оцепенеть, к которому приходится только намертво прирасти.

Где наше место здесь? Уж точно не в зрительном зале. Одновременно с этим и не на сцене. Мы ведь не персонажи — однако ж и актеры не персонажи и не отстраненные исполнители, это какой-то другой уровень существования (гротескные образы персонажей, которые на фоне Ани и Акселя, прозрачные Аня и Аксель, тонкое хрупкое взаимодействие внутри ансамбля в целом), другой уровень разговора между залом и сценой — он начинается сразу из глухой глубины и не может выпростаться из нее, из той глубины, в которой завязли и Аксель, и Аня, погребенные музыкой, которые никогда не были полностью живы, как всегда немного инфернальны те, кто отдает себя эфемерным вещам вроде музыки больше, чем осязаемым переживаниям. Там есть и про Моцарта и Сальери, конечно, не напрямую, но чувствуется ведь этот оттенок — «береги себя и свою гениальность, потому что она слишком велика для того, чтобы нести ее, и тело твое для нее слишком мало/ — но я не могу». И разговоры о соревновательности и музыкальной индустрии как спорте здесь совсем не к месту — ну, какое может быть соревнование между Акселем, влюбленным в музыку Ани и одержимость Ани, и собственно Аней, которая в принципе не могла бы при всем желании понять его, Акселя.

Удивительно то, к какому количеству потайных зрительских возможностей «Пианистам» (все-таки очень рациональным) удается пробиться неочевидными путями. К бездонности воображения, в частности: музыка разливается по действию, как вирус, как жар, охватывая и речевые модуляции с акцентами и тембрами, и общий звуковой фон, который периодически выращивается через голоса актеров; несмотря на то, ни Равель, ни Шуберт, ни Моцарт так ни разу и не звучит, иллюстрируя текст, спектакль оглушителен, и можно легко воссоздать всю его партитуру, бурную, раскатистую и надвигающуюся. И какая открывается палитра впечатления, если ловить мелкие постепенные изменения манеры игры и ритма, то, как от пристраивания к пространству и еле заметного актерского наслаждения собой спектакль разрастается до того, что по эффекту похоже на бомбу замедленного действия — чем дальше от спектакля, тем больше разрастается мысль о нем и тишина о нем внутри; вечный звенящий взрыв, который теперь всегда с тобой, как музыка, воздушный и между тем колоссальный по воздействию.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272