Пушкинские герои глазами молодых

4 июля 2018

Яна Доля, «Честное слово»

Студия пластики Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» решила отринуть стереотип о себе как о коллективе, который занимается только поддержкой репертуарных спектаклей. «Русланы и Людмилы» — так называется самостоятельный проект студии, представленный зрителям и имевший большой успех.

Название спектакля отсылает к поэме А. С. Пушкина, а множественное число означает, что в числе действующих лиц сразу несколько Русланов и Людмил.

Молодая команда постановщиков взяла в качестве основы сюжет поэмы, но на основе разворачивающихся там событий создала свой, современный взгляд на это произведение. Следует отдать должное самим танцорам (в возрасте от 14 лет), которые принимали непосредственное участие в постановке. Скажем, Михаил Глущенко выступил не только хореографом многих отрывков, но даже сыграл вживую на гитаре.

Спектакль состоит из контемпорари танцев, на экране высвечиваются названия глав, поясняющих ситуации (чтобы зрители не заблудились в сюжете) — всего 18 отрывков.

Пара сцен проходит в полной тишине. А глава «Пейзаж» и вовсе оставляет Людмилу без движений. Но эти паузы придают романтичности и нежности тому танцевальному шедевру, который смастерили ребята. Некоторые сцены просто забавны по своей хореографии — особенно сцена, когда Руслан пытается разбудить спящую Людмилу. Очень необычна сцена из главы «Как могло бы быть», выполненная под композицию коллектива «Танцы минус». Вообще, в спектакле звучит разноплановая музыка, даже отрывок из оперы Глинки. Однако большая часть, что совершенно логично — это современная музыка.

Молодые танцоры — ровесники Руслана и Людмилы рассказали, по сути, свою подростковую историю любви на языке тела, где есть место и эффектным силовым поддержкам, и элементам восточных танцев, и довольно резким отчетливым ритмам. Удачно сделана сцена выхода Черномора, бороду которого заменяет красиво танцующий костяк наложниц.

Что же до сюжета, то в нем несколько дополнительных вкраплений, отсутствующих у Пушкина: в частности, появление русалок. Однако, поскольку предполагается, что на пути у Руслана встречаются препятствия, а создать говорящую голову, как это сделали, скажем, в ледовом шоу Татьяны Навки, не предполагается возможным, то появление водяных дев выглядит вполне допустимым.

А вот присутствие целых трех соперников Руслана не дает спектаклю никакого развития, так что даже не понятно, зачем они нужны вообще.

Как бы то ни было, предложенные зрителям пластические этюды — результат осмысления молодым поколением известного сказочного сюжета — вливают, бесспорно, свежую струю в бессмертное произведение Пушкина.