Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Art
4
мая суббота
18:00
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Гадкий утенок
7
мая вторник
11:00, 14:00
12
мая воскресенье
11:00
Путем взаимной переписки
10
мая пятница
18:00
10 мая 18:00 · пятница
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Cabaret
11
мая суббота
18:00
12
мая воскресенье
15:00
11 мая 18:00 · суббота
12 мая 15:00 · воскресенье
Cabaret
18+
Большая сцена мюзикл Джо Мастерофф, Джон Кандер, Фред Эбб
18+

Раскрученный «Глобус»

29 Марта 2005

Роман Должанский, «Коммерсантъ»

Один из самых именитых нестоличных российских театров — новосибирский молодежный театр «Глобус» отметил 75-летий юбилей и по этому поводу устроил мини-фестиваль своих спектаклей. РОМАНУ Ъ-ДОЛЖАНСКОМУ они напомнили не только об искусстве, но и о пресловутой «театральной реформе».

Бывший новосибирский ТЮЗ, уже больше десяти лет называющийся молодежным театром «Глобус», своей новейшей историей решительно опроверг романтический канон, согласно которому сначала по высшей воле где-то должен возникнуть очаг искусства, а уж потом заинтересованным лицам нужно не упустить момент и создать условия для поддержания творческого огня. «Глобус» — редкий феномен продюсерского театра, вернее, директорского, потому что в те годы, а именно в начале 90-х, когда подготовительные работы начинались, слова «продюсер» в театральном словаре не существовало. Когда слава переименованного театра докатилась до Москвы и Санкт-Петербурга, о нем говорили прежде всего как о театре, где бесперебойно работали цеха, где впервые в России была внедрена система компьютерной продажи билетов и налажена адресная работа со зрителями, где соблюдался производственный график. Где, наконец, царили необыкновенная чистота и порядок — это сейчас сибирские губернаторы могут объявлять конкурс на самый богатый ремонт в подведомственных театрах, а еще десять лет назад офисная мебель в закулисье потрясала воображение любого гостя.

Конечно, благосклонность властей была и остается решающим фактором в этой формуле успеха. «Глобус» — и в этом тоже его занятная особенность — по традиции умудряется ладить со всеми. Когда бывший директор театра Мария Ревякина (сейчас она возглавляет фестиваль «Золотая маска») на юбилейном вечере перечислила сидящих в зале трех областных губернаторов, сменявших друг друга совсем не миром, а в результате скандальных местных «революций», но сохранявших стойкую преемственность в вопросе, вертеться ли дальше «Глобусу», я сразу подумал о «театральной реформе» и пресловутых трех моделях. Это в Москве и Санкт-Петербурге можно предлагать три финансовые модели и сколько угодно обсуждать преимущества и недостатки каждой из них, а в стране они были и остаются совершенно другими, причем моделей этих только две — театр под крылом у начальства и театр, на который начальству наплевать.

Кстати, именно госпожа Ревякина взяла за правило опираться на режиссеров, приглашенных из Москвы и Санкт-Петербурга. В театре получилось как в спорте — брэнд команды местный, ресурсы тоже местные, а ведущих игроков можно приглашать хоть с другой планеты. Причем режиссеры-игроки по-прежнему представляют самые разные школы, и никому из них не дается возможности сделать свое лицо лицом «Глобуса». Вот и теперь в программке юбилейной недели после почти каждой фамилии не только режиссера, но и художника в скобочках стоит «Москва» или «Санкт-Петербург». Питерские тут вроде бы в своем историческом праве: новосибирский ТЮЗ когда-то был основан энтузиастами, посланными в Сибирь из ленинградского ТЮЗа его основателем Александром Брянцевым. Но значимый успех «Глобусу» приносят в первую очередь москвичи. Год назад «Двойное непостоянство» в постановке Дмитрия Чернякова получило «Золотую маску» как лучший драматический спектакль. А Марина Брусникина, известная своими работами в МХТ имени Чехова, поставила в «Глобусе» повесть Александры Васильевой «Моя Марусечка». Госпожа Брусникина не пишет инсценировок, не придумывает концепций, да и с театральным пространством обращается без особых амбиций — только самое необходимое для актеров. Но вместе с ними она так читает прозу, что слова, сохраняя придуманный писателем порядок, вроде бы складываются по-новому, где-то округляясь и играя светотенями языка, а где-то вытягиваясь в струну. Они могут журчать и любоваться сами собой, а могут вдруг впиться тебе куда-то под кожу так, что поневоле сжимаешься от неожиданной боли. Хотя это, наверное, зависит не только от слов, но и от толщины кожи.

Грустная повесть Васильевой — воспоминание про советское детство где-то в провинции. Марусечка, о которой речь, соседка, уборщица в рыбном магазине, сын которой сидит в тюрьме по несправедливому обвинению, а сестра лежит на затопленном искусственным водохранилищем кладбище. Простое и кроткое существо, нищая, никому не нужная жизнь, для пронзительного описания которой, кажется, из всех языков мира только русский имеет точные слова и интонации. Слеплена эта Марусечка из природной доброты и беспросветной бедности, предрассудков и прибауток, невыговоренной бабьей тоски и неосознанных унижений. Для автора ее героиня — самое светлое воспоминание детства. А смерть у Марусечки была такая же трагическая и нелепая, как и жизнь: окликнула дерущихся мальчишек, один толкнул ее, упала головой на лед, и все.

Марина Брусникина хорошо знает, как не утопить спектакль в дешевых слезах. И рассчитывает, конечно, на мастерство актеров. Прежде всего на Людмилу Трошину — хоть и «поделена» Марусечка между несколькими женщинами, но самые важные эпизоды все-таки именно у госпожи Трошиной, актрисы выдающейся. Она отлично умеет не только ввести зрителя в гипнотическое сочувственное оцепенение, заморочить, устыдить, но и встряхнуть его, дать понять, что все-то на свете трын-трава. Не зря же и у Александры Васильевой кончается повесть не смертью, а кулинарными рецептами, которым когда-то учила героиню ее Марусечка. Звучит, кстати, необычайно вкусно.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272