Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Спектакль для избранных прошел ночью в метро

13 Декабря 2019

Алина Полонникова, VN.ru

Странное и минималистичное представление на перроне метро показали сотне избранных новосибирцев актеры «Первого театра» ночью 13 декабря. Мнения зрителей разделились — одни в восторге, другие недоумевают, а представители власти и вовсе ушли с середины спектакля. На закрытом ночном показе побывал корреспондент VN.ru.

«Театр спустился под землю» — под таким неофициальным лозунгом состоялось 13 декабря ночное закрытое представление в метрополитене. Около сотни избранных зрителей, среди которых и представители муниципалитета, и журналисты, и критики, и заядлые театралы, собрались в полночь у станции метро «Сибирская». Запускали строго по спискам — все-таки, площадка перрона ограничена количеством мест. В половину второго зрители загрузились в поезд метро и отправились до соседней станции «Площадь Гарина-Михайловского». Путь занял 10 минут, чем заинтриговал ожидающих перформанса людей. Но ожидания «хлеба и зрелищ» не оправдались. Привычного и классического театрального действия не состоялось.

На станции-сцене ожидали прогуливающиеся вдоль перрона люди в черных толстовках с надписью «Когда закончится театр», уткнувшиеся в смартфоны. Заранее заготовленного текста у актеров нет — чистая импровизация, которую за несколько минут до выхода к микрофону молодые люди набирали прямо в телефонах. С них же и читают вслух. «Машинист ведет себя сложно. Фрагменты молчат. Артур в недоумении. Сложно составлять план», — такие обрывочные фразы на протяжении полутора часов слушали зрители. Отдельное внимание молодые театралы уделили мрамору — неизменному спутнику метро. Он и холодный, и бездушный, и отражение собственных страхов человека. Архетипические образы. Рюкзаки, кабели, люки и стерильный свет, лишь глаза людей здесь живые — так можно интерпретировать обрывки фраз. Текст сценария строится на фонетике и ритме, такая игра со словами напоминает стиль футуристов. Любой зритель мог подойти к микрофону и прочитать свою импровизацию в несколько предложений в заданном контексте. Такой прием стирает границы между сценой, актерами и зрителями. Своеобразный элемент вовлеченности, в котором, впрочем, не все решились поучаствовать. Большая часть наблюдала издалека или сидела в пустых вагонах состава метро.

«Предел» — первый закрытый театральный проект в Новосибирской подземке. Его планировали показать горожанам еще весной, но тогда не хватило финансирования, времени и технических возможностей.

«Я как продюсер и все художники считаем, что театр — это не здание. Театр — это люди, процесс, коммуникация перформера-исполнителя и зрителя. Когда ты работаешь не на театральной или концертной площадке, всегда возникают примерно одинаковые сложности вне зависимости от того, насколько дружественно пространство, куда ты приходишь, — считает организатор подземного представления и руководитель „Первого театра“ Юлия Чурилова. — Нам очень здорово помогает Новосибирский метрополитен, который принял нас, пускает ночами. Понятно, что для них это нарушение всех возможных режимов, транспортная безопасность и так далее. Здесь мы встречаем большую поддержку, проект поддержал департамент культуры мэрии Новосибирска».

Сама руководитель департамента культуры и вице-мэр Анна Терешкова вместе с советником мэра и главным архитектором Новосибирска Александром Ложкиным тоже посетили спектакль. Но представители муниципалитета до конца представление не досмотрели. К концу полуторачасового спектакля и вовсе осталось лишь несколько десятков самых стойких зрителей, да сами актеры. Композиционную остроту и смыслы разглядели не все. Отзывы от зрителей противоречивы. Одни прониклись атмосферой ночной полупустой станции метро и монотонными монологами актеров. «Предел» от Новосибирского театра-студии «Первый театр» — это невероятное происшествие, — считает заместитель директора ГПНТБ СО РАН Антон Веселов. — Ночь в метро, Сергей Чехов, Полина Кардымон, Юлия Чурилова, весь новосибирский бомонд... Переезды, километры проводов, пустые гулкие фойе, сообщения о потерянных вещах, отвлечение, разъятие смысла важными разве что для террористов подробностями, относительно свободный микрофон, который так и подталкивает к выступлению, к диверсии. Устал блуждать, зашел в пустой и темный вагон, сел на дерматин, подумал, что предустановка на жизненный бурлеск не позволяет нам сконцентрироваться, заметить, что вокруг что-то затевается... Даже когда внутри — в нашей собственной судьбе — больше ничего и не происходит«.

Странным и авангардным назвали спектакль некоторые зрители. «Очень напоминает спектакль Дмитрия Волкострелова, питерского режиссера. Он любит Джона Кейджа, минималистов, такие герметичные вещи. Особенно его увлекала форма, это больше концептуалистское искусство, оно часто рефлексирует само себя. Здесь тоже такой центр, который рефлексирует сам себя, но все-таки мне ближе то, что делает Дмитрий Волкострелов, я понимаю истоки, — рассказала зрительница по имени Альбина. — Если поставил режиссер местный, то я не имею к нему вообще никаких вопросов, если поставил режиссер из Питера, который в курсе того контекста и театра, который делает Волкострелов, к нему тогда у меня вопросы есть». Режиссер «Предела» — молодой деятель культуры из Новосибирска Сергей Чехов, основатель независимого театра «Асфальт-театр», номинант театральных премий «Золотая маска» и «Прорыв». На его счету несколько театральных хорроров.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272