Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Почти по Гоголю
Почти по Гоголю
18+
К Международному дню театра • 27 марта 2024 года
18+

Странный анекдот, или Интрига по переписке

9 Февраля 2019

Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

О странностях любви, «бесчеловечной логике анекдота» и «страшном мраке сегодняшней народной жизни» расскажут на малой сцене театра «Глобус»

Едва отдышавшись от новогодних елок, «Глобус» вышел на тропу премьер. 6 февраля в спецпомещении театра состоялись первые показы young adult-пьесы «Война», а 12 февраля ожидается интерпретация повести Владимира Войновича «Путем взаимной переписки». Режиссером спектакля, реанимирующего тему заочного знакомства, выступит заслуженный артист России Павел Харин. Под его руководством актеры новосибирского молодежного расскажут странный анекдот о том, как безобидное вранье может привести к не очень возвышенной, но самой что ни на есть настоящей любви.

Имя Владимира Войновича у читателей советского и постсоветского пространства ассоциируется с сокрушительным романом-анекдотом «Жизнь и необычные приключения солдата Ивана Чонкина». Повесть «Путем взаимной переписки», написанная в 1968 году, буквально за шаг до первой публикации «чонкиниады» на Западе, считается своеобразным самоценным эскизом к нашумевшему роману. Главный герой этого повествования — сержант Иван Алтынник — своим простодушием и искренней верой в сочиненную реальность весьма близок своему знаменитому тезке Ивану Чонкину. А сюжет отражает все то же свойственное писателю Войновичу «столкновение ментальности обыденного сознания советской эпохи с реальностью».

Как и всем известный сказочный простак, младший сержант ВВС СССР Иван Алтынник, любитель переписки, мастер вербального приукрашивания своей обычной жизни и большой спец в заочном покорении женских сердец, пускается на поиски судьбы. Буквально: отправляется в командировку и решается заехать к одной из своих «виртуальных» собеседниц, которую прежде видел лишь на маленькой фотографии и которой, разумеется, наврал о себе с три короба (как выяснится, взаимно). Мечтает он, как стать инженером и встретить «порядочную и культурную девушку», хорошо бы «лет двадцати-двадцати-двух с косичками, аккуратно уложенными вокруг головы», а оказывается сторожем в вымороченном мире станции Кирзавод рядом со сварливой супружницей лет на двадцать его старше. Абсурдная реальность перехитряет хитреца, и «приговор обжалованию не подлежит».

Спектакль «Путем взаимной переписки» — второй режиссерский опыт Павла Харина. В 2016 году один из самых востребованных актеров труппы поставил на малой сцене театра «Глобус» «Отель двух миров» Э. -Э. Шмитта, защитив своим дебютом режиссерский диплом Новосибирского театрального института. А заодно и четко обозначив кредо в новой профессии — «правильно и бережно „вскрыть“ автора, не пытаться его через коленку ломать, не сильно придумывать что-то за драматурга, а понять — зачем он писал произведение?»

 Повесть Войновича я прочел в журнале «Дружба народов» еще в 1989 году, — рассказывает Павел Харин. — История мне сразу понравилась, запала в душу, потому что, мне кажется, в свое время она многих коснулась. Мои родители, например, так познакомились — по переписке. Вообще, знакомства по переписке — целый исторический пласт взаимоотношений между мужчиной и женщиной в нашей стране. Думаю, кто-то из зрителей вспомнит своих родителей, родственников, а кто-то увидит себя.

Жанр спектакля режиссер определяет в духе Войновича как странный анекдот:

 Мы не ставим психологическую комедию, скорее — странный анекдот. И тут нужно еще раз сказать о фольклорном элементе в повести. Недаром у Ивана случайно все происходит, на развилке нескольких дорог. Ведь он же мог не ехать в командировку. Или не останавливаться на станции. Но вот он попадает в этот странный заброшенный городок Кирзавод. А там вообще жизнь идет необычная — время там словно замерло, остановилось. Такой сказочный островок, отрешенный от большого мира. И люди, живущие в нем, — странные оптимисты. Но при всей бытовой неустроенности, бедности, проблемах они нормально живут, а чего слезы лить?

В отличие от литературоведов, обнаруживших в безнадежно-комичном художественном мире повести «бесчеловечную логику анекдота» и «страшный мрак сегодняшней народной жизни», режиссер спектакля «Путем взаимной переписки» смотрит на мир своего сценического повествования по-житейски оптимистично. Безобидное вранье, по мнению Павла Харина, приводит не к трагедии, но к любви — странной, несколько корявой, не очень возвышенной, но настоящей.

 Здесь есть немного грусти, но мы не хотим делать наш спектакль печальным, — утверждает режиссер. — Я понимаю серьезность проблемы, когда загублена судьба какого-то ученого. Но Ваня — не Ломоносов, не Эйнштейн, он не одарен какими-то талантами. Он — просто любитель пофантазировать. Для него не важно получить, скажем, профессию, главное — чтобы диплом был. Алтынник же не хочет быть специалистом, мастером. Ну да, судьба его изменилась. Но мне кажется, что в итоге все выиграли, и прежде всего — дети героев. Это добрая история. И мы пытаемся сделать так, чтобы на сцене это было рассказано интересно, захватывающе, с какой-то интригой. Нам важно сыграть спектакль весело, по-доброму, узнаваемо. Ведь для артистов в материале заложены неплохие возможности, здесь есть что играть.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272