Том Сойер – президент Америки!

16 февраля 2010
Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»

Ставить мюзиклы в «Глобу­се» стало хорошей традици­ей. Сначала был «НЭП» — первый сибирский мюзикл, потом «Вестсайдская исто­рия» Бернстайна и, нако­нец, «Том Сойер». Все спек­такли идут с живой музы­кой. Однако, если в первых постановках мы видели му­зыкантов непосредственно в оркестровой яме, то на этот раз создатели спектак­ля решили пойти по пути ис­пользования записи профессиональной оркестро­вой фонограммы.

 Партитура «Тома Сойера» написана для большого оркест­ра, в малом оркестре этот музы­кальный материал звучать не бу­дет, — объясняет Алексей Людмилин, музыкальный руководи­тель всех трех постановок. — Поэтому мы решили записать «натуральную» музыку, испол­ненную живым оркестром. И сделать некоторые вкрапления электронной музыки, что при­даст ей определенный колорит.

Автор музыки и либретто «То­ма Сойера» — московский ком­позитор Виктор Семенов. Он из­вестен тем, то пишет музыку для подростков и увлекается класси­ческим джазом. Над своим про­изведением композитор работал десять лет. Это эксклюзивный проект театра.

Премьера в «Глобусе» станет российской премьерой.

Музыкальный материал Людмилин находит очень удач­ным:

 Если у меня поначалу и были какие-то сомнения, то ког­да мы стали работать над оркес­тровкой, все сомнения ушли. Му­зыкальное попадание, на мой взгляд, очень хорошее. Музыка написана в стиле американской музыки 30–50-х годов. Она ностальгическая для нашего поколения и, возможно, будет чем-то интересной для нового поколе­ния. Там есть мелодика, что от­сутствует в современной музыке. Уже записан час живой музыки. На это ушло четыре дня. Сроки рекордно короткие. Обычно на такую запись уходит дней де­сять...

При создании либретто на литературной основе в «разра­ботку», как правило, берется лишь часть повести или романа. Тем более, если речь идет о столь насыщенном событиями сочине­нии, как роман Марка Твена. Се­менов же постарался вместить в свое либретто как можно больше событий знаменитой книги.

Ставит спектакль молодой новосибирский режиссер Анна Зиновьева. (Она уже ставила на сцене «Глобуса» несколько спек­таклей). «Том Сойер» видится ей, прежде всего, историей о поис­ках мечты:

 Любовная линия тоже бу­дет, но она не будет основной. Главная линия — это рассказ о талантливом мальчишке, кото­рый свою жизнь и жизнь города превращает в удивительное при­ключение.

Самая распространенная меч­та американского мальчика, как известно, — мечта стать прези­дентом. И Том Сойер в спектакле эту свою мечту осуществит. И не беда, что только в воображении.

Действие, как и в романе Марка Твена, происходит в XIX веке. Вносить в спектакль какие-то вкрапления современности, как это принято сегодня, режис­сер не собирается:

 В этом нет никакого смыс­ла. Поскольку все проблемы, кото­рые решались молодым поколени­ем в то время, остаются актуаль­ными до сих пор. И сегодняшних детей волнует, как им вырваться из скучного пространства. И даже если у них есть компьютер и бес­конечное число ТВ каналов, они все равно скучают, сидя около этих 98 каналов. И точно так же их волнует проблема: я ее люблю и не знаю, любит ли она меня. И все всегда хотят, чтобы их жизнь была интересным приключением.

Судя по эскизам костюмов (авторы сценографии и костю­мов Анастасия Глебова и Влади­мир Мартиросов), в спектакле бу­дет много выдумок и юмора. Джентльменов предполагается одеть во фраки, жилетки и ци­линдры, для солидности «уплот­нив» им животы «толстинками». Мальчикам — узкие бриджи и гольфы, девочкам — туфельки с перепонками, перчатки и что-то там в полосочку, клеточку и цве­точек...

Для «Вестсайдской истории», напомним, практически в тече­ние года шли кастинги. На этот раз решили обойтись без при­глашенных артистов, полностью доверившись актерам труппы «Глобуса». Своих сил у театра, полагают постановщики, вполне достаточно. Есть ли принципи­альная разница при постановке мюзикла в театре драматическом и театре музыкальном:

 Принципиальной разницы нет, — считает Алексей Людми­лин. — Единственное отличие, которое только радует, заключа­ется в том, что драматический актер не зациклен на том, возь­мет он, например, си-бемоль или нет. Безусловно, в музыкальном театре певцы обладают более богатым голосовым диапазоном, но они думают больше о голосе, чем об образе. В драматических же театрах актеры думают боль­ше об образе, чем о той ноте, ко­торую они должны взять. Все «неудобные» для них ноты мы убираем.

Ставить танцы будет хорео­граф из Екатеринбурга Сергей Смирнов — руководитель «Экс­центрик-балета», много работа­ющий в Екатеринбургском теат­ре музыкальной комедии.

Свой новый музыкальный спектакль, как и два предыдущих мюзикла, театр адресует в пер­вую очередь тинейджерам. Одна­ко, как замечал сам Марк Твен: «Я пишу для развлечения маль­чиков и девочек, но очень наде­юсь, что оно будет интересно и взрослым». Премьера назначена на 19 марта. Это, кстати, будет день рождения Алексея Людмилина!