Три плюс девять

8 ноября 2018

Марина Шабанова, «Ведомости»

«Золотая Маска» объявила номинантов сезона 2017/2018 и сто спектаклей лонг-листа — практически все заявленные новосибирские постановки отмечены экспертами.

Интриги нынешней «Золотой Маске» добавило публичное обсуждение выхода Министерства культуры России из числа организаторов фестиваля и премии. Однако страс­ти уже улеглись, официально заявлено, что государство продолжит финансировать «Маску». Премия такого уровня не может быть самоокупаемой или целиком зависеть от спонсоров, иначе уровень будет неизбежно падать.

В этом году на конкурс поступило рекордное количество заявок. Формируя список номинантов, эксперты драматического театра и театра кукол посмотрели в театрах и на видеозаписи 791 спектакль, эксперты музыкального театра — 302 спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и в более чем ста городах России.

В итоге в шорт-лист премии вошли две постановки новосибирских театров. В конкурсе драматических театров постановка «Пианисты» театра «Глобус» выдвинута на соискание «Золотой Маски» в трёх номинациях: лучший спектакль малой формы; лучшая работа режиссёра — Борис Павлович; лучшая женская роль — Светлана Грунина (Ани Скууг).

Сразу девять номинаций у спектакля Новосибирского музыкального театра «Римские каникулы» — рекордное число и для премии, и для самого театра: в прошлом году мюзикл «Безымянная звезда» был номинирован в восьми номинациях, в итоге получил две премии. «Римские каникулы» собрали все возможные номинации: лучший спектакль в жанре «оперетта-мюзикл»; работа дирижёра — Александр Новиков (отмеченный в прошлом году премией); работа режиссёра — Филипп Разенков; женская роль — Анна Ставская (Принцесса Анна); мужская роль — Александр Крюков (Джо Брэдли); лучшая роль второго плана — Вадим Кириченко (Марио Делании, парикмахер); работа композитора в музыкальном театре — Андрей Кротов; работа художника по костюмам — Елена Турчанинова; работа художника по свету — Ирина Вторникова.

Начальник отдела профессионального искусства, культурного наследия и образования министерства культуры Новосибирской области Ольга Иванова назвала объявление в числе номинантов блестящих премьер новосибирских театров одним из важнейших событий культурной жизни области. «Региональное министерство культуры ежегодно поддерживает участие театров при их выдвижении на этот фестиваль. Это одно из наших приоритетных направлений в рамках государственной поддержки областных театров», — сказала Ольга Игоревна.

Представляя номинантов театра, директор и художественный руководитель НМТ Леонид Кипнисшутил, что единственная сложность с поездкой в Москву на фестиваль — «придётся везти много детей». В спектакле «Римские каникулы» занята целая «итальянская семья» с малолетними актёрами. «Премия „Золотая Маска“ — мечта всех театралов. Отмечен в номинации — уже хорошо. Очень все радуются у нас в театре. Мы восприняли наши номинации как общую заслугу», — заметил директор театра.

Андрей Кротов признался, что рад оказаться в компании восьми других композиторов, отмеченных в номинации, но, по его мнению, в конкурсе музыкальных театров не хватает номинации драматурга-либреттиста. Автором либретто и стихов к песням в «Римских каникулах» выступила его супруга Нонна Кротова.

Директор театра «Глобус» Елена Алябьева напомнила, что «Пианисты» в этом году были признаны лучшим спектаклем малой формы на V межрегиональном фестивале «Ново-Сибирский транзит», а Светлана Грунина получила приз за лучшую женскую роль. Молодая актриса — одна из самых востребованных в театре, в прошлом сезоне сыграла в 186 спектаклях и стала победителем внутритеатрального конкурса.

Экспертными советами сформирован лонг-лист премии «Золотая Маска» — список из ста наиболее заметных спектаклей сезона. В него вошли три новосибирских спектакля — «SOCIOPATH/Гамлет» театра «Старый дом», «Поцелуй» и «Дом Бернарды Альбы» театра «Красный факел».

 Эти спектакли едва ли поддаются обобщению. В каждом из них отчётливо виден индивидуальный режиссёрский почёрк, последовательно и остроумно воплощённый режиссёрский ход, — рассказала эксперт «Золотой Маски», редактор журнала «Петербургский театрал» Юлия Клейман в интервью газете «Ведомости». — Каждый из спектаклей — что прекрасно и удивительно — требует иного, отдельного способа актёрского существования: от имитации «сериальной» игры в «Поцелуе» до выверенного пластического рисунка в «Доме Бернарды Альбы», от утончённого психологизма в «Господах Головлёвых» и минимализма «Пианистов» до экспрессивного — на парадоксальном стыке стендапа, рэп-баттла и цирка-нуво — «Sociopath/Гамлет». Собственно, почти все спектакли так или иначе были нами отмечены.

Победителей определят на Фестивале спектаклей-номинантов, который пройдёт в Москве в марте-апреле будущего года. В 2019-м Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска» отмечает 25-летие. Церемония вручения премии состоится 16 апреля на Исторической сцене Большого театра.