Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Уроки жизни на старости лет

18 Мая 2006

Ирина Ульянина, «Коммерсантъ»

В новосибирском театре «Глобус» состоялась премьера спектакля «Mutter» по одноименной пьесе Вячеслава Дурненкова в постановке московского режиссера Лены Невежиной. За полтора часа трогательная и смешная история отношений обитателей дома престарелых перерастает в апокалипсическую фантасмагорию, что дает основание считать «Mutter» едва ли не лучшей премьерой текущего сезона.

Пьесы молодого драматурга из Тольятти Вячеслава Дурненкова — яркого представителя посткатастрофического театра — в Новосибирске до сих пор не ставились. Это очень сложный материал, соединяющий узнаваемое и условное, начиненный масштабными смыслами и аллюзиями. Однако именно такая драматургия и двигает вперед театральный процесс, потому достаточно рискованная попытка обращения к тексту господина Дурненкова уже делает честь «Глобусу». Попытка удалась благодаря замечательно придуманной, изощренной режиссерской форме. Лена Невежина отнюдь не иллюстрировала текст, а стала его соавтором. Она изобрела на его основе собственные свежие метафоры и даже ввела дополнительных персонажей: двух ангелов смерти в облике девочек—школьниц (актрисы Ольга Цинк и Ольга Афанасьева), трясущихся как старушки, страдающие болезнью Альцгеймера. Сильнейший фрагмент спектакля, озаглавленного по хиту группы Rammstein, — тот, в котором жутковатые девочки поют «Mutter» на русском.
По версии режиссера, наш мир — гуманитарная территория, вверенная людям, каждый из которых в меру способностей и степени ответственности охраняет свою заповедную зону — семью, дом, город или целое государство. Проблема в том, что современным людям, существующим в социуме с нарушенной системой координат, охранять ничего не хочется, в том числе и самые важные отношения между матерью и детьми.
Территория обитания героев спектакля уныла и неблагоустроена: казенные железные койки, подтекающий душ, нечистый унитаз и прочие атрибуты убогого быта. Реальный мир вплотную соприкасается с потусторонним. Сценическое пространство перерезано зоной зазеркалья, откуда являются ангелы смерти и извлекаются вещественные доказательства воспоминаний. Так в ассоциативных декорациях Ирины Акимовой визуализирована неразделимая связь между прошлым и будущим.
Режиссер задала условную манеру игры уже тем, что роли стариков в ее спектакле без грима исполняют нестарые актеры: Людмила Трошина, Ирина Нахаева, Александр Варавин и Юрий Соломеин. Драма заброшенных обитателей дома престарелых не в физической немощи, а в материнско—отцовской несостоятельности, в исчерпанности биографий. К сожалению, в этой четверке заслуженных артистов России идеально соблюдает баланс между условным и бытовым способом существования только Людмила Трошина. С ролью бывшей уборщицы Антонины Николаевны — смешной бабки, отплясывающей рэп, фанатеющей от тяжелого рока, целующей портрет Мерилина Мэнсона и запросто изъясняющейся с сыном—бандитом на его сленге, — она справилась безукоризненно.
Зато Ирина Нахаева, на которой практически держится весь финал, когда социуму выносится неутешительный диагноз, не дотягивает ни энергетически, ни интонационно. Все, что касается бытового юмора, ей удалось гораздо более убедительно, как и Александру Варавину. А Юрию Соломеину просто не очень повезло с ролью: в пьесе судьба его персонажа не прописана, и актер за автора ничего не придумал. Впрочем, мелкими недочетами крупный художественный результат не испортишь.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272