Все возрасты самообмана

14 мая 2014

Татьяна Вербина, «Советская Сибирь»

Завтра на большой сцене театра «Глобус» — премьера: спектакль по повести Достоевского «Дядюшкин сон» рассказывает о любви, которая всем героям, похоже, только чудится
Спектаклем «Крейцерова соната» по повести Льва Толстого открылся в «Глобусе» нынешний 84-й театральный сезон. И вот новое обращение к русской классике главного режиссера Алексея Крикливого — «Дядюшкин сон» по Достоевскому. На большой сцене театра под занавес сезона — знаменитый анекдот о нравах провинциального общества.
Мечта артиста
Повесть «Дядюшкин сон» появилась на свет в 1859 году, а через 19 лет инсценировка этой «вещички голубиного незлобия и замечательной невинности» (по словам самого писателя) положила начало триумфальному шествию произведений Фёдора Михайловича по сценическим площадкам всего мира. И это неудивительно, ведь о характерах, описанных великим автором, мечтает каждый артист!
История повествует о том, как появление престарелого ловеласа Князя К. взбудоражило город Мордасов, как кипели слухи, предположения и интриги, в результате чего открылись все тайны, а реальность ловко перемешалась со сном, не оставив никого равнодушным.
По мнению постановщика, спектакль должен быть интересен широкой зрительской аудитории.
Провинциальные страсти
 Достоевский писал для всех, — говорит Алексей Крикливый. — В плане захвата внимания представителей разных поколений у него есть все. Зина находится в начале своего жизненного пути, и у нее есть надежда сделать выбор, от которого будет зависеть ее будущее. Марья Александровна находится в таком возрасте, когда какие-либо глобальные перемены в жизни не представляются возможными, но она все же стремится что-то предпринимать. А вот старый Князь К., который, как пишет Достоевский, «сию минуту развалится», уже точно не в силах что-либо изменить... Так что людям разных возрастов будет над чем поразмышлять. Главное, что очень верно звучит в повести сегодня, — это частое упоминание слова «любовь». Кажется, что все кого-то любят. На самом деле они лишь говорят о своей любви. Это какая-то игра в любовь, в действительности же нет ничего подобного — почудилось. Но тоска-то по ней есть. Когда у человека нет любви — некой опорной точки, тогда могут твориться страшные вещи...
Грустное созвучие
Второе созвучие с современностью в повести «Дядюшкин сон», считает режиссер, в том, как сильно обстоятельства давят на нашу жизнь. С этой точки зрения любопытно проследить за развитием характера Зины, которая начинает с явного максимализма, категорически не принимая мировоззрение своей матери Марьи Александровны, но в какой-то момент оступается, сбивается с выбранного пути и в конце истории приходит к тому, против чего когда-то сама боролась.
 Мне хочется разобраться, настолько ли велика сила обстоятельств, что человек не способен им противостоять, — размышляет Алексей Крикливый, ставя этот же вопрос перед зрителями. Еще он утверждает, что «Дядюшкин сон» — это фантастической красоты текст, который звучит изумительно, и работать с ним одно удовольствие.
СПРАВКА
Над спектаклем работают сценограф и художник по костюмам Елена Турчанинова (Красноярск), художник по свету Елена Алексеева. В ролях: Светлана Галкина (Марья Александровна Москалева), Анна Михайленко, Вера Прунич (Зинаида Афанасьевна Москалева), заслуженный артист РФ Евгений Важенин (Афанасий Матвеевич Москалев), заслуженный артист РФ Александр Варавин (Князь К.), Руслан Вяткин, Максим Гуралевич (Павел Александрович Мозгляков), Алексей Архипов, Александр Петров (Вася), Марина Кондратьева (Настасья Петровна Зяблова), Нина Квасова, Наталья Тищенко (Софья Петровна Фарпухина), Елена Гофф (Анна Николаевна), заслуженная артистка РФ Тамара Кочержинская (Наталья Дмитриевна), Светлана Прутис (Луиза Карловна), заслуженная артистка РФ Тамара Седельникова (Ольга Семеновна), Светлана Потемкина (Фелисата Михайловна), Евгения Краснова (Екатерина Петровна), заслуженная артистка РФ Наталья Орлова (Прасковья Ильинична).