Друзья! 18 декабря 2021 года XIV Международный Рождественский фестиваль искусств завершил публичную программу мастер-классами от Московского театра «Трикстер», одного из самых успешных независимых театральных коллективов страны. В его репертуаре — постановки разных форматов: от камерных моноспектаклей до масштабных уличных шоу. Театр начинал свой путь как семейный театр кукол, сегодня в портфолио «Трикстера» — оперы, уличные спектакли, хореографические и драматические постановки большой формы. Театр активно сотрудничает с крупными фестивалями, такими как «Золотая Маска» и «Территория».
Основатель театральной компании «Трикстер», режиссер, продюсер Мария Литвинова провела встречи, адресованные художникам и продюсерам. Она поделилась секретами мастерства и рассказала об особенностях существования негосударственного театра.
— Мы с моим мужем, Вячеславом Игнатовым, учились в театральном институте, потом организовали маленький частный театр. Поскольку учились на кукольном отделении, сначала делали кукольные спектакли. Сегодня «Трикстер» — более развернутая структура. Конечно, у нас нет государственного финансирования, постоянного притока денежных средств. Поэтому есть проекты, на которых мы зарабатываем, при этом наслаждаемся процессом и делаем что-то классное. Есть частные заказы. Нет такой позиции, как продажа билетов. Мы занимаемся исключительно продакшеном, нам нравится делать спектакли. Мы всегда ищем партнеров, которые бы продавали спектакли. С недавних пор мы начали организовывать и проводить фестивали, и здесь я выступаю как программный директор.
Мы много работаем с государственными театрами, начиная с 2005 года. Нашим спектаклем открывался театр «Практика». Сейчас мы резиденты Центра драматургии и режиссуры. Сотрудничаем с Театром Наций. И если у вас есть частный театр, советую: сотрудничайте с государственными театрами! Это крайне выгодно для всех.
Чем прекрасна форма резиденции? У госучреждений есть ресурс, помещения, службы и госзадание, которое необходимо выполнять. Последний пункт они могут закрыть с помощью частного театра, который приходит со своим спектаклем. Мы получаем гранты, полностью делаем продакшн спектакля, заходим на площадку только на этапе выпуска, когда подключаются все службы. Наш плюс — репертуарный спектакль, который постоянно играется, находится в процессе эксплуатации. Спектакль всегда живой, мы его в любой момент можем повезти на гастроли. Для театра-заказчика это выгодно тем, что не покупается кот в мешке, они видят уже готовый продукт и понимают, нужно это или нет. В нашей команде, в зависимости от выполняемых задач, есть художники, художник по свету, постановщик боев, хореограф, композитор.
Изначально мы вышли из театра кукол. Это театр формы. Нет формы — нет спектакля. И чем она более фантастическая, чем круче придумана в плане нюансов и деталей, тем лучше. Ведь театр — это параллельная реальность, не бытовая. Мы сразу решили, что все спектакли будем делать разными — кукольный, драматический, оперный, хореографический. Очень здорово работать в разных жанрах. Фантастическую стилистику привнесли художники Ольга и Елена Бекрицкие, с которыми мы работаем девять лет. Режиссеру и художнику важно быть на одной волне, это тесная связка, которую не разорвешь. Но это внутренняя кухня, а как итог — получаются яркие, заметные спектакли, на которые зритель замечательно, живо реагирует.