Касса театра

223-88-41Ежедневно с 9.00 до 19.00 Перерыв с 14.15 до 14.30 и с 16.15 до 16.30

Бронирование билетов

223-66-84С 9.00 до 19.00, кроме субботы и воскресеньяПерерыв с 13.00 до 14.00

Администрация театра

223-85-74Работает с 10.00 и до окончания спектакляПерерыв с 13.00 до 14.00










Независимая система оценки качества











Как пройти




Пресса: 2014 год
распечатать статью

Театральная легенда Новосибирска Зоя Булгакова в 100-летний юбилей вновь на сцене

 

Артистка рано покинула театр, чтобы не обманывать детей и остаться в их памяти ребенком. С именем одной из первых профессиональных актрис города Зои Федоровны Булгаковой связана целая эпоха театральной жизни Новосибирска. После более чем 50-летнего перерыва обладательница редкого амплуа травести вновь вышла на сцену, однако теперь для того, чтобы принимать поздравления с вековым юбилеем.  

           

Воспитать новое поколение 

Родившаяся в Новосибирске в большой трудовой семье Зоя Булгакова с 8 лет выступала вместе с циркачами, читая стихи. О наборе в открывшуюся при ТЮЗе Новосибирскую производственную театральную студию ей сказали знакомые, убедили попробовать поступить. На тот момент набор уже закончился, однако девушке повезло – для неё сделали исключение и устроили экзамен, который она успешно сдала. После года обучения студенты поехали на Кузбасс играть спектакль о шахтерах. Зоя расстроилась, что на гастроли взяли всех, кроме нее. Тогда и получила ответ, что будет играть в театре детей.

27 апреля 1931 года состоялся дебют: актриса предстала перед маленькими зрителями в образе мальчика Альберта, который катался по сцене, пытаясь вызволить блоху из-под огромных надетых на него доспехов. Эпизод очень понравился публике, а пресса назвала актрису «способной студенткой».

Так совпало, что именно в тридцатые годы в стране активно внедрялась идея создания детских театров – тюзов – для воспитания нового поколения. После возвращения на сцену объявленного ранее идеологически вредным жанра «сказка», в 1935 году, молодая актриса Зоя Булгакова осваивает этот жанр, становясь главным интерпретатором  и создателем мира сказки.

Тогда были сыграны её звёздные роли, в том числе и знаменитая Красная Шапочка. Позже спектакль ставился еще три раза, главную роль неизменно исполняла одна актриса.

Военные тяготы и всесоюзная слава театра

В 40-х Новосибирскому театру юного зрителя пришлось уступить здание и сцену эвакуированному из Ленинграда Новому ТЮЗу. Новосибирская труппа отправилась в Анжеро-Судженск Кемеровской области. В силу требований времени репертуар «овзрослили», так что травести осталась практически без ролей. Тогда Зоя Булгакова решила отправиться в составе бригады артистов на фронт, но жизненные обстоятельства этому помешали – она заболела. После войны Московский ТЮЗ пригласил Булгакову сыграть роль Королевы в спектакле Павла Цетнеровича «Двенадцать месяцев».

Игра актрисы в спектакле по сказке «Двенадцать месяцев» так вдохновила автора Самуила Маршака, что он специально для Зои Булгаковой написал продолжение истории. Однако предложение перейти в московскую труппу актриса отвергла, сказав, что останется в родном театре. Так благодаря преданности актрисы наш город может гордиться именем, принесшем театру всесоюзную славу. Актриса всегда так убедительно играла, что дети верили ей безоговорочно.

«Когда играла девочку, заблудившуюся в лесу, дети пытались меня накормить. Прибегут в антракте, разложат по краю сцены кто булочку, кто печенье… Потом обижались – почему это я не брала. После спектакля у служебного входа меня всегда ждала стайка детишек, которые обязательно провожали меня до дома. А сколько писем я получила от детей!»,  – поделилась воспоминаниями на юбилейном вечере актриса.

За 30 лет работы в театре актриса сыграла более 80 ролей. Среди них – Кот в сапогах, Конек-Горбунок, Снегурочка, Золушка, Зайка-Зазнайка, Герда.

«Я всю жизнь играла мальчиков и девочек. Амплуа «травести» вообще редкость в театре, поэтому невостребованности я никогда не ощущала. Кстати, роли мальчишек у меня всегда получались лучше, чем образы девочек. Может быть, потому, что характер у меня боевой: по крышам, деревьям и заборам я лазила порой лучше иного мальчишки», − рассказывает Зоя Федоровна.

 

Вовремя покинуть сцену

Травести рано ушла из Новосибирского тюза – в 1960 году. Не хотела обманывать детей, боялась услышать, что «старушка играет мальчиков и девочек». Однако театр актриса не оставила: еще несколько лет работала в Новосибирском областном театре кукол.

Помимо звания заслуженной артистки РСФСР Зоя Федоровна за огромный вклад в развитие театрального искусства и культуры Новосибирска получила регалии «Почетный гражданин Новосибирска» и «Человек года» (1999). В 2001 году ее имя внесли в «Золотую книгу культуры Новосибирской области». Легендарная артистка включена в энциклопедию «Лучшие люди России». С вековым юбилеем актрису письмом поздравил президент России Владимир Путин, официальные представители города, а также знакомые и почитатели ее таланта. В день своего юбилея актриса вновь, после более чем 50-летнего перерыва, вышла на сцену театра «Глобус», где в ее честь прошел творческий вечер «Первая из первых».

«Зоя Федоровна была знакома со всеми известными именами, которые были причастны к театру, она – одна из первых профессиональных актрис города. С ее именем связаны основные вехи развития театра: исследование и поиск нового материала, она причастна к воплощению идеи создания тюза в Новосибирске и последующей жизни тетра. Актриса с внимательным  сердцем, она до сих пор рассказывает потрясающие истории», – говорит о жемчужине ХХ века и живой легенде ХХI века главный режиссер тетра «Глобус» Алексей Крикливый.

Зоя Федоровна и сейчас старается активно участвовать в жизни молодежного театра «Глобус»: дает советы по поводу репертуара и высказывает мнение об игре актеров.

 

«54новости.рф», 22.12.2014

Уважаемые зрители!Театр оставляет за собой право в исключительных случаях осуществлять замену артистов в спектаклях.
Глобус
Новосибирский академический молодежный  театр