Касса театра

223-88-41Ежедневно с 10.00 до 19.00 Перерыв с 14.15 до 14.30 и с 16.15 до 16.30

Бронирование билетов

223-66-84С 9.00 до 19.00, кроме субботы и воскресеньяПерерыв с 13.00 до 14.00

Администрация театра

223-85-74Работает с 10.00 и до окончания спектакляПерерыв с 13.00 до 14.00






Независимая система оценки качества











Как пройти




Пресса: 2013 год
распечатать статью

Алексей Крикливый перечитал Толстого

 

            Новый 84-й театральный сезон Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» открыл обращением к классике. На малой сцене театра 4 и 5 сентября прошла первая из восьми запланированных премьер — «Крейцерова соната» по повести Льва Толстого в инсценировке и постановке главного режиссера Алексея Крикливого. На премьере побывала корреспондент «КС» Анна Огородникова.

 

Выход из зоны комфорта

Главреж «Глобуса» Алексей Крикливый хорошо известен как постановщик, который в основном работает с современной драматургией и прозой: Агота Кристоф и Оля Мухина, Николай Коляда и Биляна Срблянович, Эрленд Лу и Павел Санаев. Неожиданное обращение к классике, да еще и столь сложной, как повесть Льва Николаевича Толстого «Крейцерова соната», он объяснил определенным выходом из своей зоны комфорта. «Я никогда не ставил классику, но что-то случилось со мной. Щелкнуло на уровне темы. Все словарное обилие повести имеет под собой простую тему — утраты невинности. Не человек виноват в том, что он такой, — он уже родился с искореженной кармой. Мир, который его окружает, с самого рождения диктует ему определенные условия. Позднышев бунтует, конечно, против этого мира, он не хочет видеть его таким, но поиск этой чистоты и невинности заводит его в еще большее безумие. Путь, которым он пошел, — ложный: он почему-то решает, какими должны быть люди. Герой дожил до тридцати лет, выбрал в жены самую чистую девушку, решил сотворить из нее идеал невинности и благодаря этому решил измениться сам. Такая трагическая манипуляция».

 

Непростая история

Стоит отметить, что повесть Льва Толстого, опубликованная в 1890 году, сразу была подвергнута цензуре и вызвала неоднозначные суждения современников. Странный, мощный, мучительно назидательности и болезненно откровенный текст трудно читать и сегодня. Страшна сама история Позднышева, рассказанная им случайному попутчику под стук колес. Монументально прекрасна и одновременно невыносимо сложна языковая природа повести. Даже ее название говорит о том, что простыми решениями читателю не отделаться: Соната № 9 для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена, посвященная Родольфу Крейцеру, требует от слушателя нешуточных усилий. Немудрено, что «Крейцерова соната» — редкий гость на театральных подмостках.

Тем более стоит сказать спасибо режиссеру, который не побоялся столь сложной творческой задачи, и актерам, которым пришлось работать на износ. Предлагаю всем желающим поставить простой эксперимент в домашних условиях — возьмите в руки текст Толстого и прочтите вслух хотя бы полстраницы. А теперь представьте, что это надо сыграть — и как! Лаврентий Сорокин, Евгений Важенин, Светлана Галкина, Константин Симонов и Екатерина Аникина сделали почти невозможное. Зрители выходили из зала после двухчасовой пытки Толстым и наслаждения искусством театра в состоянии полной погруженности в случившееся. Толстовский текст с железной неизбежностью переехал всех нас, как паровоз Анну Каренину или как Транссиб — одну шестую часть суши.

 

Диалог с классиком

Из «Крейцеровой сонаты» можно было сделать что угодно: эротический скандал, пошлый анекдот, детектив с фрейдистским подтекстом или исследование психического расстройства. К счастью, ни один из этих легких путей не соблазнил создателей спектакля. «До недавнего времени ко Льву Николаевичу у меня было отношение сложное. Я понимал, что он прекрасный литератор, мне его интересно читать, но такого восторга как, например, перед Пушкиным или Гоголем, я не испытывал. Каждый день репетиций или работы над инсценировкой «Крейцеровой сонаты» переворачивает все с ног на голову. Я много думал о том, что за человек это написал, что тогда происходило в его голове? Я прочел огромное количество сопровождающей литературы и понял: Толстой — провокатор, игрок, но только не пресный морализатор. Об этом свидетельствуют факты. Он навсегда уезжает из дома, скрывая это ото всех. Но обязательно находится человек, который точно знает, где можно искать автора, потому как сам писатель сказал ему об этом. И Толстой ждет, когда же наконец его будут искать! Он уезжает умирать, идет на поезд, но при этом… берет с собой деньги, пожитки и врача. Большие художники — люди сложные, необычные, разнообразные. И замечательно, что вот так неожиданно можно заново открывать для себя классиков… Поверьте, это того стоит!» — утверждает Алексей Крикливый.

Спектакль предназначен для зрителей старше 18 лет и вполне закономерно привлекает в основном взрослых, состоявшихся людей. Так, в первый же вечер оценить премьеру русской классики на сцене театра «Глобус» пришли полномочный представитель президента по СФО Виктор Толоконский с супругой, министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева, экс-руководитель департамента культуры Новосибирской области Валерий Бродский и начальник управления культуры мэрии города Новосибирска Владимир Державец.

 

Из зрительного зала

Валерий Бродский, экс-руководитель департамента культуры Новосибирской области:

— Спасибо создателям спектакля и актерам за эту работу. Спасибо всем, кто был сегодня в зрительном зале — с первой минуты публика полностью включилась в этот непростой совместный труд. «Крейцерова соната» заставляет каждого из нас задуматься о своей жизни. Возможно, пожалеть о чем-то, возможно — захотеть стать хоть немного лучше. Это несомненная удача театра «Глобус».

 

Анна Огородникова, «Континент Сибирь», 06.09.2013

Уважаемые зрители!Театр оставляет за собой право в исключительных случаях осуществлять замену артистов в спектаклях.
Глобус
Новосибирский академический молодежный  театр