Касса театра

223-88-41Ежедневно с 10.00 до 19.00 Перерыв с 14.15 до 14.30 и с 16.15 до 16.30

Бронирование билетов

223-66-84С 9.00 до 19.00, кроме субботы и воскресеньяПерерыв с 13.00 до 14.00

Администрация театра

223-85-74Работает с 10.00 и до окончания спектакляПерерыв с 13.00 до 14.00














Как пройти




Пресса: 2016 год
распечатать статью

«Волшебник страны Оз»: детская сказка с несказочным реализмом

 

13 мая в новосибирском театре «Глобус» состоялась долгожданная премьера для юных зрителей – сказка о стране Оз.

Спектакль «Волшебник страны Оз» – апогей нынешнего театрального сезона, поставлен по мотивам книги американского писателя Фрэнка Баума. На сей раз известную всем историю о девочке, которую ураган перенес в сказочную страну, представил Иван Орлов. Накануне премьеры творческая группа с удовольствием общалась со зрителями в уютной гостиной книжного магазина «Капиталъ». Молодой режиссер объяснил, почему выбрал книгу Баума, а не Волкова, рассказал о том, как шла работа над спектаклем, и уверил публику, что лично для него каждая премьера – праздник.

– Иван, скажите, почему вы поставили именно сказку? Что для вас сказка?

– Я нахожусь на таком жизненном этапе, когда становится интересно преломлять жизнь через сказку. Может, потому, что еще молодой (смеется). Лично для меня сказка – очень широкий жанр. К примеру, в «Глобусе» идет спектакль «Любовь людей», это современная драматургия. Пьеса очень жестокая, но когда я ее смотрю, возникает стойкое ощущение, что это страшная сказка для взрослых, а не реальная история. «Ворон» Гоцци – тоже абсолютная сказка. Есть и новогодняя сказка «Звездный мальчик» – она мне очень нравится, мы ее лихо сделали! Но это особый случай. Это тот жанр, из которого нельзя выпрыгнуть, рамки которого нельзя раздвинуть. Потому что есть определенные требования к новогоднему спектаклю – это шоу, это чудо, доброе, светлое. В какой-то момент я понял, что с этим жанром полностью разобрался. И тогда захотелось сделать сказку, в которой всё по-настоящему, убедительно, атмосфера волшебства не исчезает, а проблемы ставятся и решаются. Я задумался: смогу ли поставить серьезную историю для детей? Вот такой историей и стал спектакль «Волшебник страны Оз».

– Но почему вы взялись за книгу Баума, а не Волкова? Исходя из схожести сюжета, нашему зрителю ближе, наверное, была бы история девочки Элли...

– Вы не поверите, это первый вопрос, который бы я задал самому себе. Почему же мы сделали спектакль не о доброй девочке Элли, которая всегда готова прийти на помощь друзьям, которую все любят и которая попадает в еще более прекрасный мир? Книга эта любима миллионами ребят, ее хорошо знают, читают, но... В ней практически нет внутренних конфликтов – есть сложности на пути, не более. Когда я прочитал Баума, то понял, что его история сегодня более актуальна. Серию своих книг Волков писал в традициях советской литературы для детей, и текст маркируется 6+. Баум же создавал свою сказку в традициях братьев Гримм – его история более жесткая, включающая надрывные ситуации. И у девочки Дороти характер далеко неоднозначный. Она совершает поступки, порой неприглядные, которые никогда не смогла бы совершить Элли. Бросить Страшилу в реке, чтобы выбрался сам – Элли так не поступила бы. В чем причина? Может, в том, что Дороти живет не с папой и мамой в замечательной живописной деревушке, как Элли, а с тетей и дядей в сухой, выжженной степи Канзаса. Это жестокий, агрессивный, пустой мир. Девочка чувствует себя в нем одинокой. Механический пес – ее единственный друг. Жизнь скучна и однообразна, ее никто не понимает. Так, по крайней мере, считает Дороти. Хотя на самом деле всё совершенно по-другому. Пытаясь порадовать племянницу, дядя предлагает всем надеть зеленые очки – чтобы пустынный Канзас позеленел и стал прекрасным, как мечтает девочка. Но та называет очки «идиотским обманом» и запирается ото всех в захудалом домике, который уносит мощный ураган... Мне захотелось сделать историю не о 6-летней малышке, а о трудном подростке, которому 12. О практически сформировавшемся человеке, у которого есть внутренний конфликт, характерный именно для подростка с его максимализмом.

– Те, кто в свое время прочитал сказку Волкова, не разочаруются, придя на спектакль, поставленный по мотивам книги Баума?

– Наоборот, думаю, таким зрителям будет интересно посмотреть на сюжетное решение новой сказки. Ведь мы все событийные повороты Волкова оставили. Храбрость Льва, добросердечность Дровосека, ум Страшилы – это всё есть, только приходят герои к своим добродетелям немного иначе, чем в сказке Волкова. Тема дружбы у Баума тоже очень интересна. Так что воспринять эту историю под другим углом, понять, как привычные темы заработают по-новому, мне кажется, – это хороший опыт для зрителя.

– Вы сказали, что переосмыслили некоторые моменты классической истории. Ураган у вас – это...

– Олицетворение подросткового срыва. Психологический момент, который позволяет по-иному взглянуть на реальность. Собственно, ураган, уносящий Дороти, возникает из-за ее противоречий с окружающим миром, который она всей душой не принимает. Поэтому и оказывается в волшебной стране.  Эта страна Оз – сон Дороти, который складывается из тех же предметов, из которых складывалась ее жизнь в реальности в Канзасе. Те же люди, которые населяют Канзас и с которыми она не желает находить общий язык, возникают в ее сне в образах обаятельных героев – Дровосека, Страшилы, Льва, волшебника Оза, колдуньи Западных земель... Девочка постепенно учится ладить с жителями, находить компромиссы. Учится жить. И мир начинает любить ее...

– На какую аудиторию вы рассчитывали, ставя своего «Волшебника»?

– Сказка будет интересна детям, начиная с 8 лет, то есть, для младшего подросткового возраста. Да, в спектакле много драматических моментов, но много и веселых, поэтому уверен, что ребята всё поймут и им будет интересно. Конечно, 6-летнему юному зрителю спектакль смотреть рановато. В нем есть «громкие звуки» – темы, моменты, которые дошкольники не смогут осилить психологически, потому что у них нет еще определенного жизненного опыта. А 8-летний человечек «громкие звуки» уже слышит, воспринимает и не боится их. В спектакле есть зоны, где он может и посмеяться, и повеселиться, и посочувствовать. Но идеальный возраст для восприятия общей темы «Волшебника страны Оз» – это всё же 12-13 лет.

– Сколько времени ушло на создание спектакля – от идеи до финального выхода артистов?

– Над материалом я начал работать еще прошлым летом. После нового года был написан сценарий. То есть, за точку отсчета примем январь. С марта мы начали репетировать. Так что, как говорится, не прошло и года(смеется).

– Какой период творческого процесса вам нравится больше всего: написание сценария, работа с актерами или общение со зрителями после выхода спектакля?

– Честно говоря, на каждом этапе есть свои прелести, свои плюсы и минусы. Когда ты написал пьесу, вроде как выдохнул – ну, наконец-то, готово. Читаешь ее артистам и понимаешь: не так всё просто, как казалось. Потом артисты начинают вкладывать в роли свою энергию – и тут возникают прямо-таки откровения, о которых ты и не подозревал, когда создавал текст. Так произошло после первой читки – я по-другому посмотрел на собственный материал. Очень большая разница, когда текст мертвый, на бумаге, и когда он оживает на сцене.

– У нас, зрителей, ожидание каждой премьеры – это как ожидание праздника. Но ведь в «Глобусе» каждый год много премьер. Не уходит ли у вас, создателей чуда, это ощущение праздника?

– Дело в том, что спектакли у нас выходят для разных возрастных категорий, поэтому 8 премьер в сезоне – это нормально. Момент второй: лично я выпускаю 2-3 премьеры, и актеры тоже не задействованы во всех абсолютно спектаклях. Поэтому для каждого из нас премьера – самый настоящий долгожданный праздник. И первая читка, и первый репетиционный выход – тоже праздник. А как иначе? Это твое детище, твое создание. Радостно видеть, как оно рождается, набирается сил, живет...

Уже прошли первые премьерные показы новой чудесной сказки. Вместе с артистами молодежного театра «Глобус» зрители шаг за шагом прошли долгий путь до Великого Волшебника вместе с героиней и в финале узнали главный секрет Изумрудного города. «Если носить зеленые очки, конечно же, все кажется зеленым», – объяснил и детям, и их родителям мудрый Оз... Так, может, иногда стоит надевать такие очки, чтобы смотреть на мир немного иначе?

 

Лилия Вишневская, «Бумеранг», 20.05.2016

Уважаемые зрители!Театр оставляет за собой право в исключительных случаях осуществлять замену артистов в спектаклях.
Глобус
Новосибирский академический молодежный  театр