Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

«Глобус» всегда вертелся вокруг женщин

6 Марта 2004
Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»

Деловая дама Татьяна Людмилина на работе и дома

Исторически так сложилось, что мужчины-руководители в театре «Глобус» подолгу не держались, и возглавляли театр по преимуществу женщины.

Вспоминают, например, что при Нине Ивановне Никульковой, занимавшей директорское кресло более 20 лет, ТЮЗ переехал в прекрасное новое здание, этой «слабой женщине» удалось доказать во всех инстанциях жизненную необходимость переезда... А при Марии Ревякиной был совершен «маркетинговый рывок», благодаря которому «Глобус» оказался «впереди планеты всей».

 Видно, судьба такая, чтобы «Глобусом» руководили женщины, — смеется сегодняшний директор театра Татьяна Людмилина...

Женщина-директор

Когда Татьяне было предложено возглавить это «мини-государство», она классической «недели на размышления» не брала. Четыре месяца проработала в качестве зама, потом полгода исполняла обязанности директора... В то время, кстати, когда Татьяна была «и.о.», а Мария Ревякина уже большую часть времени проводила в Москве, входя в курс директорских дел во МХАТе, в «Глобусе» случился пожар.

Невольно пришлось отбросить все сомнения, страхи и боязни, — вспоминает Людмилина, — надеяться, кроме себя самой, было не на кого...

Жизнь резко вошла в режим «сам себе режиссер»:

 В эту страшную для театра неделю я через сердце пропустила то, с чем была менее всего знакома... На память, ночью меня разбуди, могла рассказать обо всех несущих конструкциях театра и обо всех допустимых и недопустимых нагрузках...

Этот «экспромт», как потом оказалось, был весьма кстати. С творческим процессом особых проблем не было, эти вопросы профессионально решались Александром Галибиным, тогда главным режиссером театра, а вот директорскую науку надо было осваивать ей, и через шоковую терапию она вошла в дела очень быстро.

 Паники не было никакой, — рассказывает Татьяна о времени своего «заступления» на должность директора. — Я вообще человек не паникующий, а если и есть какие-то страхи и сомнения, пытаюсь держать в себе и разбираться с собой сама. Внутренние состояния лучше никогда на люди не выносить — я должна приходить в театр всегда в одном настроении и уходить желательно в том же. Все остальное не должно касаться никого, кроме меня. Есть театр, есть дело, я за него отвечаю...

А вообще-то, считает директор, никого по большому счету не интересует, кто руководитель — женщина или мужчина. Ответственность у всех одинаковая. И любой коллектив просто хочет жить и работать в нормальных, спокойных, комфортных условиях.

«...чтобы работа минимально отрицательными моментами сказывалась на доме...»

Рабочий день директора начинается в десять и заканчивается после семи. Официальные выходные, как и у всех граждан, — суббота, воскресенье. Но, как правило, именно на эти два дня приходятся основные театральные события. Постоянно бывая на премьерах и бенефисах и в своем театре, и у соседей, для себя она уже давно перестала разграничивать, где заканчивается «по долгу службы» и начинается «для души».

А если вдруг выпадет совершенно свободный день...

 Я предпочту его промолчать, — говорит Татьяна, — а если нет жесткой необходимости куда-то выходить, то останусь дома. Это наиболее комфортно для меня. Хотя мы с мужем люди достаточно общительные, и с удовольствием «приглашаемся», если куда-то приглашают...

О муже — Алексее Людмилине, долгие годы главном дирижере НГАТОиБ, — всегда с неизменным уважением и любовью:

 Он человек очень интеллигентный, большого вкуса, и безошибочной интуиции...

Что касается «безошибочной интуиции», то и в ее работе это тоже дело не последнее. При приглашении режиссеров для театральных постановок, кроме знания рейтинга российских театров, как раз интуиция и внутреннее чутье необходимы более чем. С этим, признается Татьяна, «очень помог муж — его школа».

Когда несколько лет назад в жизни главного дирижера НГАТОиБ Алексея Людмилина был очень сложный период, Татьяна, тогда заместитель директора по работе со зрителем оперного, ни минуты не сомневаясь, приняла сторону мужа и тоже рассталась с театром. Надежные тылы в семье — большое дело. Два с половиной года Алексей Людмилин проработал главным режиссером в оперном театре Уфы. Не так давно принял решение вернуться в Новосибирск. Мнение Татьяны тут тоже сыграло не последнюю роль.

 Очень сложно близким людям видеться только по праздникам и выходным. Семья все же должна быть вместе, это более правильно и более нормально. Мне постоянная поддержка мужа очень нужна...«

Хозяйство, несмотря на занятость, деловая женщина Татьяна Людмилина ведет сама. Домработницы нет. Готовить умеет и любит, хотя времени на это часто не хватает — «в идеале хотела бы, чтобы на обед у меня было первое, второе и третье, но получается это не всегда». А вообще, признается она, «очень стараюсь, чтобы работа минимально отрицательными моментами сказывалась на доме...»

Парикмахерские, салоны и проч. в ее жизни тоже есть. Одежду предпочитает покупать готовую, но есть мастер, который может сшить любой эксклюзив. Дома уютнее и свободнее всего чувствует себя в майках и джинсах. На выход — деловой стиль и «классика»... Пресса как-то написала, что в новогоднюю ночь на Сибирской ярмарке самой элегантной была пара Алексей и Татьяна Людмилины и что «директор театра была в чем-то невообразимо вечернем и с открытой спиной»...

 Понапишут, — смеется Татьяна. — Открытой спины не было, был легкий брючный костюм и, по-моему, шарф шифоновый ...

Но вечерние туалеты все же есть, красивой женщине без этого никак...

«Мини-государство»

Штат театра — более 300 (!) человек. Организационная структура «мини-государства», помимо художественно-творческой и артистической составляющих, включает и большое число служб, без которых нормальная жизнь театра невозможна, — от электриков и сантехников до цеха по изготовлению костюмов, реквизита и декораций, литературной и педагогической частей, отдела по связям с общественностью и проч.

Татьяна смеется, что даже если театр вдруг окажется в пустыне, то, при наличии электричества и воды, он вполне может функционировать достойно:

 У нас есть все составляющие, чтобы обеспечить нормальный производственный процесс....

Приоритетное занятие этого «мини-государства», конечно, выпуск спектаклей. Подготовка спектакля в театре — процесс волнующий и сложный. Переживания начинаются уже с самого начала, с выбора режиссера. Режиссер — автор спектакля, но вся ответственность все же на директоре... И тут права на неуспех просто нет.

До определенного времени в процесс рождения спектакля директор не вторгается — «есть определенная этика». Но в день установки декораций на сцене и примерки костюмов Татьяна на сцене обязательно... На репетициях бывать тоже любит:

 Особенно люблю смотреть, как на разных этапах репетируются одни те же сцены, как рождается образ...

Наш разговор происходил в день премьеры на малой сцене спектакля «Моя Марусечка». И в театре царила обычная предпремьерная суета. Татьяна «по-директорски» порадовалась, что с приглашением режиссера — Марины Брусникиной — не ошиблись, что тема спектакля оказалась актуальной, что «прозаический театр», в котором работает Брусникина, ожиданий не обманул, что материал позволил занять в спектакле таких замечательных актрис, как Людмила Трошина, Ирина Нахаева, Галина Яськова, Тамара Седельникова, Светлана Прутис..... И что работалось актерам с режиссером хорошо — это тоже очень важно, если отношения не складываются, в результате, как правило, ничего хорошего не выходит...

Когда коллеги, приходя в ее театр, начинают говорить, что «Глобус» в городе — на положении особом, и «что же его сравнивать с другими театрами», она отвечает, что сравнивать нельзя хотя бы потому, что другие театры дают по 280 спектаклей в год, которые им определил учредитель и которые обязывает давать закон, а ее театр — 490!

 Мы вкалываем с утра и до вечера. И каждый день. Можно сделать два выходных в неделю, можно понедельник сделать выходным, но мы работаем без выходных. Можно давать один спектакль в день, и никто нам ничего не скажет, но мы даем два. А в новогодние каникулы и по пять. Да, мы зарабатываем в это время деньги, мы этого и не скрываем. Но, благодаря этому, мы потом можем позволить себе достойное существование и приглашение самых лучших режиссеров, а не тех, которые поедут работать за бесплатно, лишь бы им дали возможность хоть что-нибудь поставить...

И все же театр — это всегда дотационно, как говорит Татьяна, это есть, так должно быть и это практикуется во всем мире. Никакому государственному учреждению культуры, какими бы высокими ни были цены на билеты, на самоокупаемость не перейти:

 Переход на самоокупаемость — это только оставить сантехника, электрика, дворника и пару руководителей... И никакого воспитательного или просветительского момента...

Театр финансируется из областного бюджета, что же касается спонсоров, то...

 Мы не имеем законодательной, юридической базы, чтобы этот институт как-то серьезно развивать. Да, сегодня есть люди, располагающие свободными деньгами и готовые помогать. Но сегодня не каждый готов оказывать помощь, да еще и платить с этого налоги.

Издержки профессии

Совершенно очевидно, что ей, знающей всю кухню театрального «производства», наивным «добрым зрителем в девятом ряду» уже никогда не быть.

В Москве на втором действии «Норд-Оста» поймала себя на том, что совершенно точно знает общее число штакетов, работающих на подъеме декораций, примерный метраж рам и фур и даже длину рельсов, по которым на сцену выезжает трамвай... И уже примерно просчитала всю техническую себестоимость проекта...

 Вот так я смотрю спектакль, — смеется директор.

Некоторые мужчины имеют обыкновение при знакомстве приглашать приятных дам в театр. Сложно сказать, как к этому мужскому жесту может отнестись женщина — директор театра. А впрочем... Помните эпизод из «Вокзала для двоих», когда героиня на оригинальные мужские вопросы «Что вы делаете сегодня вечером?» и «Куда вы хотите пойти?» предложила пригласить ее в ее же ресторан. Как бы то ни было, но, как говорит Татьяна Людмилина, если бы перед ней стоял выбор, на какой спектакль пойти, то в первую очередь она бы выбрала русскую классику, во вторую — современную пьесу, а уже в третью-четвертую все остальное...

В детстве она мечтала быть геологом...

Удивительно, но в детстве Татьяна никогда не думала о театре, и в то время как все вокруг хотели быть артистками и артистами, она хотела быть геологом — манила романтика дальних дорог и неизведанных мест. Но осуществить удалось только свою вторую мечту — стать учителем. Однако в школе отработала только полгода — организаторские и лидерские качества учителя английского языка были замечены, и Татьяну пригласили в райком комсомола первым секретарем.

Но судьбоносным для себя она считает приглашение в театр. В обоих своих театрах, и в оперном, и в «Глобусе», Татьяна всегда оставалась непререкаемым патриотом и своего дела, и своего театра...

 Для меня никогда не существовало никакого другого театра кроме того, в котором я работаю. Я совершенно искренне верю, что он самый-самый...

Именно в театре она чувствует себя на своем месте, чувствует, что живет свою жизнь, здесь ее атмосфера, здесь она окружена своими людьми, понятными и близкими ей по духу. Жизнь «человека театра» она не променяет ни на какую другую...

***

Читательницам «ВН» деловая и очень красивая и обаятельная женщина Татьяна Людмилина в преддверии весеннего праздника пожелала, «чтобы в их душе всегда были покой и комфорт, чтобы жизнь не теряла своего теплого смысла»:

 И чтобы рядом всегда были мужчины, с которыми чувствуешь себя женщиной...

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272