Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Осень комика и вечная весна таланта

21 Октября 2016
Ирина Ульянина, «Новая Сибирь»

Первой премьерой сезона в НАМТ «Глобус» стала камерная комедия «Дуэт «The Sunshine boys» по пьесе Нила Саймона.

Пьесы Марвина Нила Саймона — лауреата Пулитцеровской премии — были чрезвычайно популярны в СССР, и переводились они на русский язык почти сразу после написания, ибо не содержали никакой идеологической крамолы. Далее российские театры к творчеству американского драматурга и сценариста несколько остыли, уж слишком пресными казались «их нравы» на фоне нашей перестройки и экономических реформ. Однако в молодежном «Глобусе» с успехом шел «Последний пылкий влюбленный» Саймона, а в репертуаре «Первого театра» до сих пор достойное место занимает его «Билокси блюз». Режиссер Денис Малютин вернул в афишу имя бродвейского автора, выбрав пьесу «Комики», датированную 1972 годом, — идеальный материал для бенефисов актеров элегантного возраста. Первая премьера сезона в НАМТ «Глобус» и посвящалась70-летию заслуженного артиста России Евгения Важенина. Забегая вперед, скажу, что зал чествовал юбиляра стоя, овации прерывались поздравительными речами директора театра Елены Алябьевой и главного режиссера Алексея Крикливого, министра культуры Новосибирской области Игоря Решетникова и начальника управления культуры мэрии Владимира Державца.

Второе название пьесы «Комики» — «Солнечные мальчики». Режиссер Денис Малютин, решив осовременить текст, освежить юмор добавлением звездных имен из нового времени, подкорректировал и заглавие. «Дуэт «The Sunshine boys», пожалуй, звучит более манко, а вот насчет необходимости осовременивания я бы поспорила. Пьеса не стала более смешной от вкраплений стеба, а цельность произведения утратилась. Вместо нее возникла путаница со временем, остается гадать: о каких годах идет речь? Как раз стилизация под Америку прошлого века придала бы спектаклю обаяние подлинности, эффект старого кино, в котором много наивности и теплоты. Сценограф Николай Чернышев вслед за режиссером моделирует холодный металлический мир, обрамленный огнями эстрады, расцвеченный рекламными щитами, где огни большого города сменяются афишей дуэта. Герои — два стареющих в забвении комика — и теперь снуют по лестницам вверх-вниз в попытках догнать былую популярность, такая метафора прочитывается в декорации. Чернышев выступил и художником по костюмам, нарядив Алана Люса (персонажа заслуженного артиста России Александра Варавина) с претензией на свой стиль, некую экстравагантность, в забавные цветные ботинки и носки. Его визави Вилли Кларк (Евгений Важенин) дома носит халат и тапочки в рисунках верстки любимого журнала Variety, из которого с нескрываемым интересом узнает, кто из бывших коллег уже умер, в то время как он жив и полон сил.

Собственно, только за дуэтной игрой двух опытных актеров Евгения Важенина и Александра Варавина, а также заслуженной артисткой России Тамарой Кочержинской, появившейся ненадолго в образе хитровато-эгоистичной сиделки, интересно наблюдать в премьерном спектакле. Разительно уступает мастерам сцены молодое поколение — Алексей Архипов (Бен Сильвер, племянник Кларка) в начале оглушительно кричит, отчего багровеет, и эта повышенная темпераментность никак не оправданна. Андрей Вольф и Константин Симонов, исполняющие работников телевидения, тоже работают в одной краске. Хороша медсестра в скетче — Светлана Грунина модельной, подиумной походкой и застылой манерностью пародирует сонмы глянцевых девушек, убежденных в том, что сразили мир наповал своей красотой. Понятно, что исключительно для антуража шоу в «Дуэте» заняты артисты студии пластики, но как раз для них совсем ничего не придумано, все усредненное — экипировка, танцевальный рисунок; пустотны не зажигающие мелодии, воздействующие лишь на уровне ритма.

А Евгений Важенин, чувствуется, многое для своего желчного, вредного, измаявшегося в гордыне героя придумал самостоятельно, явив интонационное богатство, целый ряд картин сыграв с трагикомическим подтекстом. Как будто о комиках Кларке и Люсе пелось: «И наш раздор необъясним, мы оба мучаемся с ним». Мучает грузного, страдающего диабетом коллегу преимущественно Вилли, унизительным жестом наливая ему чай. Выпрыгивает из шлепанцев, чтобы продемонстрировать, как ловко занимается гимнастикой. Между тем Алан очень мил, вполне себе добродушен и пленяет с первого появления, проделывая подобие танцевальных па с тростью. Актер Александр Варавин на этой неделе тоже отметил круглую дату — 30-летие работы в НАМТ «Глобусе». Чествовали его на другом спектакле — «Отеле двух миров», однако «Дуэт «The Sunshine boys» вполне можно считать хорошим юбилейным подарком.

Владимир Державец, поздравляя Евгения Ивановича, точно охарактеризовал его роль и суть спектакля: «Смех сквозь слезы». Осенняя пора была б грустна, если бы не вечная юность, неувядаемость таланта.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272