Ирина Тимофеева, «Ведомости»
Четверо стариков доживают свой век. Просыпаются, боятся лишиться полдника, неторопливо рассказывают «бородатые» анекдоты, ставят пьесу в
стиле древнегреческой трагедии и
забывают о
днях рождениях, которые приближают их
жизненный «барометр» к
полюсу смерти... Но
стоит только вникнуть в
их
историю
с, увы, известным концом и
начать им
сочувствовать
— по
мановению пера драматурга совершается волшебное «раз». И
на
месте Прищепы, Сафрыгиной, Кузьмина и
Кириченко оказываемся все
мы, жители Земли, которым эти четверо стариков подписали смертный приговор.
Играть «отражением» со зрительным залом «Глобуса» будет режиссер Лена Невежина, которая уже ставила в этом театре спектакль «Белая овца» по произведениям Хармса. На этот раз в ее руки попала пьеса «Mutter» за авторством Тольяттинца Вячеслава Дурненкова. Произведения последнего хорошо ложатся в концепцию «Новой драмы». «Mutter» — это малоформатная пьеса, которая больше похожа на собрание случайно выхваченных цитат и жизненных наблюдений, в котором конфликт не завязывается огромным бантом, а проскальзывает как бы невзначай выроненной лентой. Но воздействие этого «легкого» конфликта в условиях тотальной эмоциональной атаки лишь усиливается.
Герои драмы живут в доме престарелых. С помощью реплик вырисовывается образ их последнего земного мирка, в котором соединились суровая реальность и абсурд, враждебность по отношению к человеку и ощущение «дома». «Смотри, какой мир старый: земля древняя, небо еще древнее, а эти молодые ходят по нему, как у себя дома», — с нотой обиды говорит Прищепа, а Кузьмин продолжает: «А они и вправду у себя дома». — «А мы тогда где?» — повисает в воздухе вопрос Прищепы.
Всеми забытые старички, кажется, потихоньку сходят с ума. Слушают «Rammstein», «Smashing Р-umpkins» и «Limp Bizkit» — музыку своих внуков, и по праздникам позволяют себе надеть кислотные кеды. Но «занавес» делает из этих примитивных приемов «осовременивания» знак тотального смешения времен. У этих четверых, доживающих свой век, нет возраста, как, впрочем, и статуса жертвы. Они — представители высшей цивилизации. И Земля, как игрушечный мяч в их руках, ждет своего приговора.
Пьеса «Mutter», одноименная песне группы «Rammstein», под которую гаснет мир, — сравнительно недавно была признанна лучшей российской пьесой. Ее отличает легкий язык, к которому быстро привыкаешь, — а потом не можешь понять, что происходит, когда случается резкий «объяснительный» поворот доселе неторопливого сюжета. Это произведение вряд ли потерпит громоздких интерпретаций и «стародраматических» наслоений смыслов. Как обошлась с пьесой московский режиссер Лена Невежина, выпускница мастерской Петра Фоменко, которая в свое время делала спектакли по произведениям Кундеры, Мердока, Зюскинда, можно будет увидеть на премьере в малом зале театра «Глобус», которая состоится 16 мая. А помогать Невежиной в выполнении непростой задачи максимального соответствия готовой драматической ситуации будет звездный состав: заслуженные артисты России Александр Варавин, Людмила Трошина, Юрий Соломеин, Ирина Нахаева, Павел Харин и другие.