Людмила Смирнова, «Молодость Сибири»
Лена Невежина
— московский режиссер, работающая сегодня над спектаклем «Mutter», премьера которого состоится в
театре «Глобус» 16
мая. То, что ее
называют Леной, а
не
полным именем Елена, это тоже элемент игры, то
есть того, что составляют основу ее
жизни. Она
— ученица знаменитого Петра Фоменко (учитель выбирает учеников «по
группе крови»), и
это, как говорится, обязывает. Незадолго до
премьеры с
Леной Невежиной встретилась корреспондент «МС».
Несмотря на молодость, Невежина уже многого добилась, она ставит спектакли не только в театре «Сатирикон», где работает с 1998 года, но и на многих других сценах: в московском театре имени Маяковского, в Московском Художественном театре, в театре Олега Табакова, в театре Александра Калягина «Et-Cetera», в театрах российских городов и за рубежом. Невежина преподает в Школе-студии МХАТ. В нашем городе режиссер уже имеет опыт постановки — это спектакль «Белая овца», поставленный ею в «Глобусе» года полтора назад. Сегодня Невежина взялась за «новую драму». Она говорит: «На самом деле, это, конечно, даже не новая, а какая-нибудь «пост-пост-новейшая драма». Невежина постаралась объяснить свое понимание «новой драмы»: «Это все те, кто пытается продвигать новые тексты, новую драматургию. Эти пьесы написаны современными людьми сегодня. И язык другой, и стиль другой. Что касается тем, то они, так или иначе, вечные, а вот повороты там иные. В этих пьесах речь идет о том, каково у их авторов сегодняшнее ощущение жизни». Лена Невежина уверена, что «новая драма» требует и новых форм. Она заявляет: «Я не знаю, какие это будут формы. Но ясно одно: нужен новый театральный язык. И элементы этого нового языка стихийно уже проявляются».
Режиссеру небезразлично, что собой представляет драматург, с которым приходится работать. С Вячеславом Дурненковым, автором пьесы «Mutter», Невежина встретилась в этом году в Ясной Поляне на совместном семинаре молодых режиссеров и драматургов. Она рассказывает: «Мы там и познакомились. У него есть еще младший брат. Они сначала писали вдвоем, но сейчас разделились, пишут по отдельности. Они из Тольятти. Мне кажется, что у Славы есть какое-то потрясающее чувство языка и мироощущение. Он как-то умудряется про самые больные и волнующие темы говорить обобщенно, мягко, с юмором, и при этом с затаенной любовью ко всему. У нет лобовых вещей, в нем отсутствует пафос, но есть настоящее — любовь, воля. Он — просто настоящий».
Лена поведала, что герои пьес Дурненкова — виртуальные, то есть «иные герои, которые существуют не в нашем материальном, а в неком другом мире». А зрителю, по мнению Невежиной, нужно не то чтобы принять какие-то определенные условия игры, но просто «побольше отдаваться действу». Она гарантирует, что смеяться зрители на спектакле «Mutter» будут, а еще их ждут «замечательные перевертыши и повороты». Она говорит: «Бедные артисты беспокоятся: как же нас поймут? А я уверена, что нас очень хорошо все поймут, а особенно молодежь».