Во гневе оглянись

1 декабря 2000
Полина Каликина, «Новая Сибирь»

В осуществлении замечательно интересного проекта примет участие новосибирский театр «Глобус» совместно с Британским советом при участии специалистов лондонского театра Royal Court. Сразу же после окончания Фестиваля независимых театров начнет работу российско-британский семинар по современной драматургии в «Глобусе».

Может быть, вы читали в столичных газетах о методике документального театра Verbatim, которой активно пользуется в своей практической работе театр Royal Court. (Семинары-тренинги по ее освоению уже год активно проводятся в России, особенно в Москве.) Суть методики в том, что драматург «пишет» пьесу по заказу на основе документальных рассказов реальных людей.

Народу (участникам конкретного семинара) задается одна общая тема — допустим, «Межнациональные конфликты», как это было в Москве на фестивале NET («Новый европейский театр), или «Семья в современном мире» (это тема новосибирского семинара). Из их рассказов выбираются наиболее интересные (или интересный), на основе которых и составляется итоговая пьеса, причем считается, что редактирование живой речи искажает реальный образ героя-рассказчика, а должен использоваться именно такой образ. Пьеса складывается в тесном контакте драматурга с актером. Говорят, результаты такой работы поразительны. Театр Royal Court, заразивший Россию документальным экспериментированием, имеет на Западе огромный авторитет, недавно «Нью-Йорк таймс» назвала его «самым замечательным театром в Европе». Возник он 46 лет назад и был создан режиссерами, недовольными тогдашним состоянием британского театра и считавшими, что «пьеса важнее, чем актеры, режиссер или художник».

Постановка театром «Оглянись во гневе» Осборна, осуществленная в 1956 году, ознаменовала начало новой эпохи в британской драматургии и театре. С тех пор Royal Court имеет в мире репутацию открывателя новых драматургических имен, он и сегодня ориентирован на обновление театра через драматургию. Авторов ищут везде: в школах, тюрьмах, через объявления в газетах. Театр заказывает пьесы, смело ставит никому не известных дебютантов, многие из которых имеют огромный успех. Театр создал свою методику поисков и создания драматургов и охотно делится секретами, проводя семинары в Лондоне и выезжая в разные страны. После семинара на фестивале NET уже прошел Virbatim под руководством Елены Греминой и Михаила Угарова в рамках «Золотой маски» и даже Verbatim в Кемерове на базе университетского театра «Ложа» с участием шахтеров (кстати, спектакль «Угольный бассейн», созданный на основе этой работы, — в афише фестиваля Sib-Altera 3 декабря в 18.00).

В течение года молодые драматурги из Москвы и других городов писали пьесы в рамках глобального проекта «Москва — открытый город», также поддержанного Британским советом. Многие из пьес были показаны в разных клубах и центрах драматургии. Проекты, связанные с современной драматургией, в том числе с документальной драматургией, успели обрасти слухами, легендами, стать одним из живых и действительно актуальных моментов современной театральной жизни России. И вот — Новосибирск.

Художественный руководитель семинара в Новосибирске — главный режиссер «Глобуса» Александр Галибин. Он уже работал в Москве над современными одноактными пьесами двенадцати молодых драматургов. В результате были отобраны три самых ярких этюда, на основе которых в Лондоне с английскими актерами был создан спектакль в рамках проекта «Москва — открытый город». Наш «Глобус» — открытый театр, так что проведение очередного российско-британского семинара именно у нас не случайно. В новосибирской работе примут участие руководитель международного
отдела театра Royal Court Элиз Доджстон и режиссер театра Рамин Грей. Драматурги из нашего города и со всего Сибирского региона, актеры и режиссеры будут исследовать технологии и способы использования документального текста. В конце занятий будет объявлен конкурс на пьесу по документальному материалу, обработанному по методике Verbatim.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!