Прививка «легкого жанра»

16 июля 2010
Степан Звездин, «Известия»

Новосибирский Молодежный академический театр «Глобус» вернулся с московских гастролей, на которых по приглашению фестиваля «Музыкальное сердце театра» представил мюзикл «Вестсайдская история». Пресс-конференция, прошедшая в театре на этой неделе, была посвящена итогам своеобразных московских каникул.

Напомним, что несколько лет назад «Глобус» приобрел в США уникальные права на российскую постановку «Вестсайдской истории» на музыку Леонарда Бернстайна. Премьера мюзикла в Новосибирске состоялась в 2007 году, а в 2009-м новосибирский спектакль стал лауреатом премии «Музыкальное сердце театра» в двух номинациях и получил возможность выступить в Москве с полноценными гастролями.

Героями нынешней встречи стали дирижер мюзикла «Вестсайдская история» Алексей Людмилин и директор театра «Глобус», продюсер проекта Татьяна Людмилина. Первая половина торжественного собрания была посвящена общим, но важным для организаторов встречи впечатлениям. Алексей Людмилин, который не был в столице несколько лет, посчитал необходимым рассказать о «московском чуде». Звучали поразительные факты. Город, по мнению дирижера, стал подлинно европейским: асфальт на конкретной улице здесь укладывают за один день, в гостиницах чисто и уютно, а публика внимательно смотрит, страшно сказать, двухчасовой спектакль, не свистит, даже не разговаривает, а в конце — благодарно плачет. «Зрительские слезы для меня — самое важное. Это то, к чему я стремлюсь», — подчеркнул дирижер.

Директор театра Татьяна Людмилина в своих эмоциях была более сдержанна. Ее главные впечатления: хорошая организация гастролей московскими партнерами, ответственная работа коллектива, красочная и богатая печатная продукция, сопровождавшая спектакли «Глобуса», благодарный зрительский прием.

Идея представить в столице новосибирский мюзикл изначально казалась смелой и даже вызывающей. Жанр этот лишь на первый взгляд кажется простым и неформальным. На самом же деле, мюзикл — это давно сформированное, жестко нормированное и достаточно консервативное явление в театрально—музыкальном искусстве. У мюзикла есть своя история и свои достижения, навсегда связанные с Бродвеем. Российская сцена успешно сопротивляется этому жанру вот уже много лет: подлинные удачи редки и в Москве, и в Санкт—Петербурге. Аргументированному критическому анализу подвергался в свое время и новосибирский спектакль.

Однако пресс-конференция прояснила, что руководство Молодежного театра адекватно относится к своим профессиональным достижениям в жанре мюзикла и понимает, что новосибирское «мюзикальное» чудо, исполненное преимущественно драматическими артистами, вполне может показаться странным на фоне чудес столичных. «У нас не было цели покорить Москву, — признается директор театра Татьяна Людмилина. — Прежде всего мы хотели доказать себе, что наш театр может быть конкурентоспособным в непрофильном жанре». Показателями успеха для театра стало соседство в афише с популярными столичными мюзиклами и полные залы Московского Дворца молодежи на протяжении всех пяти гастрольных вечеров «Глобуса». «Вестсайдскую историю» посмотрело в Москве около десяти тысяч зрителей. Шли, во многом, на название, которого еще не было в столице, и на грамотно организованную рекламную кампанию. Что же касается профессионального успеха, то высчитать его градус в рамках этих гастролей в театре пока не пытались. Татьяна Людмилина лишь скромно отметила, что разумные слова в адрес спектакля были сказаны известными композиторами Александром Журбиным и Максимом Дунаевским, однако содержание их комментариев для широкой публики осталось закрытым.

На классический вопрос, зачем драматическому театру тратить столько усилий, чтобы научиться, хотя бы приближенно, петь и танцевать, директор театра отвечает предельно честно: «За жанром мюзикла — будущее, в плане привлечения в театр молодого зрителя». «Привлечения и воспитания», — добавляет дирижер Алексей Людмилин. Сегодня в репертуаре «Глобуса» уже три мюзикла: «НЭП», «Вестсайдская история» и «Том Сойер». Задуман и четвертый: «Мы многое сделали в этом направлении и уже не можем просто так остановиться», — комментирует обилие «непрофильных» спектаклей в репертуаре театра Татьяна Людмилина. Из этого следует, что генетические эксперименты по привитию объекту ранее не свойственных ему признаков в «Глобусе» будут активно продолжены.

Американский же мюзикл можно будет увидеть в репертуаре театра уже в сентябре.