Вера Толмачева, «АиФ на Оби»
Премьера спектакля «Господин Кольперт» была заявлена театром «Глобус» в
юбилейном сезоне этого года. Однако столичный режиссер Роман Козак, который работает над постановкой, перенес премьеру на
начало следующего сезона.
Козак не успел вовремя приехать в Новосибирск, потому что параллельно ставил спектакль в Театре имени Пушкина, художественным руководителем которого является, а также пьесу «Косметика врага», где вместе с Константином Райкиным сыграл сам, в «Сатириконе». Но вернемся к нашему городу.
«Легкость трудно репетируется»
«Господин Кольперт» — современная пьеса, написанная молодым немецким драматургом чуть более пяти лет назад. Речь в ней идет об эмоциональной черствости, овладевающей людьми в современном мире. Герои пьесы смотрят боевик и принимают события в нем как руководство к действию. Спектакль начинается с того момента, когда они приглашают на ужин молодую пару в надежде повеселиться. Присоединится ли пара к веселью и какое отношение к этому имеет господин Кольперт — ответы на эти вопросы заложены в оригинальном драматическом сюжете, замешанном на черной комедии с элементами детектива. Сам Козак отзывается о своей постановке как о некой художественной провокации в хорошем смысле этого слова.
— Эта пьеса ставится впервые в России, — рассказал режиссер. — С переводчиком, который ею заинтересовался, у меня давние дружеские отношении. Однажды он позвонил мне, и по телефону рассказал сюжет. Мне он показался интересным, захотелось поэкспериментировать: текст современный, смешной, очень игровой и театральный. Я не нацелен на скандал, хотя, возможно, кто-то посчитает постановку таковой. Скорее, это «тарантиновское» направление в театре: попытка на сцене проделать путешествие в мир киноштампов, показать, как они действуют на нашу подкорку — страшно, нелепо, но и комично. А еще «Господин Кольперт» — это смешная история с убийством, трупом, раскиданными мозгами.
— Роман Ефимович, а почему вы, собственно, взялись за работу в Новосибирске?
— Во-первых, театр «Глобус» в Москве на слуху. Во-вторых, не скрою, что гонорар, который мне был предложен, соответствует европейским меркам.
— Какое впечатление сложилось о театре, актерах?
— Атмосфера в «Глобусе» мне очень нравится, а я много где бывал. Что касается творческих результатов — пока идет работа. В августе уже серьезно возьмемся за репетиции на сцене. Не хочется торопиться — задача серьезная, какой бы легкой ни казалась пьеса. Легкость трудно репетируется. Так как с актерами работали разные режиссеры (в традициях «Глобуса» приглашать столичных звезд для постановок), по-разному их мяли-ломали — а актерский организм от этого только выигрывает, — мне легко работается.
«Я работаю горизонтально»
— Многие высказывают мнение, что приглашенные режиссеры используют типажи, а не характеры...
— Прежде чем пригласить актеров, я посмотрел пять или шесть спектаклей в театре — «Ю», «Фигаро», «Монарх»... О группе актеров я уже имел представление по спектаклю Чернякова («Двойное непостоянство», взявшее несколько призов на «Золотой маске» в прошлом году. — Прим. ред.). Это был скорее интуитивный, «внутренний» кастинг, определяющий, как эти люди войдут в постановку. Так, в «Господине Кольперте» будут заняты Илья Паньков, Денис Малютин, Слава Кимаев.
— Роман Ефимович, интересно, а ставя спектакль, делаете ли вы «поправку» на менталитет зрителей определенного региона?
— Для меня важно, где работать, но у всех режиссеров это происходит по-разному. Кто-то работает вертикально. Я — горизонтально, то есть вместе со зрителями. Когда я ставил в Женеве пьесу Петрушевской, учитывал, что это постановка для богатых сытых швейцарцев. К сожалению, пока я только интуитивно могу догадываться о тех мостках, которые меня будут связывать с сибиряками. Но я обязательно их буду наводить.
Справка «АиФ на Оби»
Роман Ефимович Козак, заслуженный артист РФ
Окончил Школу-студию МХАТ в 1983 году (курс О. Н. Ефремова).
С 1983 года с перерывами работал во МХАТе им. Чехова. Параллельно работал в театре-студии «Человек». В 1990-м основал театр «Пятая студия МХАТ», где поставил спектакль «Маскарад» по пьесе М. Ю. Лермонтова.
С 1983 года преподает в Школе-студии МХАТ. Среди его учеников Наталья Негода, Никита Высоцкий, Дина Корзун.
С 2001 года — художественный руководитель Театра им. А. С. Пушкина. Обладатель Гран-при Международного фестиваля в Мюнхене, спектакль «Чинзано». Гран-при Международного театрального фестиваля в Риге, спектакль «Пляска смерти».