Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Театр начинается с романтики

25 Мая 2000
Ирина Ульянина, «Новосибирские новости»

«Поднимем занавес, пускай они войдут...» — так называ­ется программа из пяти вечеров воспоминаний, которую в течение всей весны, в преддверии своего 70-летия, про­водит академический молодежный театр «Глобус».

В камерном пространстве гостиной собираются ветераны сцены и моло­дежь труппы, благодарные зрители, критики, журналисты, чтобы перелис­тать страницы истории творческого коллектива. Занятие это ни в коей мере не скучное и не праздное, ведь история бывшего ТЮЗа, ставшего первым в Сибири детским театром, тесно связана с историей нашего го­рода и страны. Она поистине уникаль­на, полна ярких событий, проникнута романтикой.

Театр беспризорного зрителя

Новосибирский ТЮЗ «отпочковался» от Ленинградского. Его создала бри­гада приезжих актеров, среди кото­рых был Илья Лавров, впоследствии ставший признанным писателем. Вот что написал он в книге «Мои бессон­ные ночи» о днях создания коллектива: «Прикатили мы в апреле. Выгрузи­лись. Дрянной вокзалишко. Никто не встречает. Пошли в гостиницу. Глухая ночь, тьма, грязь, остатки мокрого снега. Тащимся по дощатым тротуа­рам. Из щели между досок струйки воды стреляют под штанины. Некото­рые доски сломаны. Наступишь на один конец, другой взлетает, чуть по лбу тебя не хлопает. Кругом домишки спят, а среди них громоздятся боль­шие новые здания... Наконец мы при­ковыляли в гостиницу. Мать честная, усталые, забрызганные грязью! Дали нам на всех один номер, а собаку Ис­кру не пускают. Мы и так, и этак — ни в какую. Но все-таки в суматохе, ук­радкой затолкнули и ее в номер. А с утра началось, голова пошла кругом: помещения нет, актеров нет, денег нет. Бросились мы туда-сюда — ни­кто о нас не знает, вроде бы мы и не нужны, никто не представляет, что та­кое ТЮЗ. Наконец нашли хозяина — крайоно. Сунули нас на время в какой-то клубишко, денег немного дали. С великим трудом из разных театров наскребли мы актеров и начали репетировать. Одновременно открыли техникум. Ютились, точно кролики в клетушках. Гримировочных нет, даже пьесы читать негде. И жили мы, ленинградцы, тогда в одной комнате в общежитии, которое почему-то называлось „Юный ленинец“... Летом 1930 года открылись спектаклем „Тимошкин рудник“ по пьесе Л. Макарьева. Играли при керосиновых лампах: к электролинии нас не подключили. Большой подвал, в котором сейчас пишут и хранят декорации, был тогда складом для картошки. Картошка гнила. Вонь на все помещение. Временами просто невозможно было репетировать, играть. У всех болели головы... Сырость, холод, жутко вспоминать! Без денег сидели... Но зато был у нас энтузиазм в сердцах, и был зал, переполненный изумленными ребятишками...»

Первыми зрителями новосибирского ТЮЗа стали беспризорники — бездомные сироты, родители которых погибли в гражданскую войну. В городе их было настолько много, что впоследствии силами обездоленных подростков отстроили и пустили в действие завод имени XVI партсъезда. Среди ребят выделялся вожак — 13-летний Вася по кличке Махно, облюбовавший в качестве местожительства котел на улице Коммунистической. Парень слыл грубияном, не признавал никаких авторитетов и в ТЮЗ поначалу приходил, чтобы похулиганить и «поудить» в чужих карманах. Надо сказать, это ему удавалось. Садился в первом ряду, не снимая шапки, и лузгал семечки. Голова под шапкой была настолько лохматой и грязной, что цвет волос и не определишь. «Неподдающегося» Махно здорово зацепил спектакль «Винтовка № 492116» А. Крона, в одном из эпизодов которого красноармейцы подобрали четверых обтрепанных ребят, отмыли и переодели в военную форму. Вася смотрел его много раз и, спустя месяц, явился в театр подстриженным и чистеньким. Так выяснилось, что мальчик — блондин... Именно «Винтовка» оказывала на беспризорников самое неизгладимое впечатление. Один из сорванцов после спектакля покаялся, что украл книги с выставки в фойе. Другой, выведенный из зала за хулиганство, сбежал из милиции, успев ко второму действию, и слезно покаялся перед педагогами, чтобы дали досмотреть любимое зрелище.

Артисты актеры

Примечательно, что после первого же сезона ТЮЗ отправился на гастроли в Кузбасс, как говорили тогда, «для культурной работы в связи с угольным прорывом». Декорации следовало отправить одновременно с труппой, а на станции не было порожних вагонов. И тогда актеры бросились помогать рабочим — за сорок минут отгрузили мешки с овсом, а на его место погрузили реквизит для «Тимошкина рудника». В кемеровской шахте отработали целую смену, перевыполнив шахтерскую норму... Всего за пять лет — с 1930 по 1935 годы — в ТЮЗе поставили 25 премьер, сыграли 1250 спектаклей. В Новосибирск ради посещения театра приезжали дети и взрослые из Омска, Прокопьевска, Томска. А 30 декабря 1935 года состоялся переезд в Дом Ленина, который горожане построили практически, на свои кровные сбережения. Тогда повсюду продавались картонные квадратики — «кирпичики» для будущего Дома Ленина, стоившие одну копейку, и новосибирцы с каждой получки приобретали их кто сколько мог.

«Для детей нужно играть как для взрослых, но намного лучше», — эта крылатая фраза действительно стала девизом тюзовской труппы, игравшей самый разнообразный репертуар: «Аул Гидже» Н. Шестакова, «Дон Кихота» Сервантеса, «Синюю птицу» Метерлинка, пушкинского «Дубровского», «Снегурочку» Островского, «Хижину дяди Тома», «Тиля Уленшпигеля» и многие другие классические и современные пьесы. В 1940 году наш ТЮЗ получил приглашение в Москву, на Всесоюзный смотр детских театров, где показал «Снежную королеву» и «Как закалялась сталь». Последний спектакль единодушно был признан лучшим. Драматург А. Бруштейн — автор спектакля «Тристан и Изольда», который впоследствии вошел в репертуар нашего театра, так отозвался о выступлениях сибиряков: «Новосибирский ТЮЗ имеет крепкий, талантливый, и, что всего дороже, подлинно органичный коллектив. Он воспитал целую плеяду молодых актеров, из которых, например, Зоя Булгакова и Василий Макаров могли бы явиться настоящим украшением любого столичного театра. К новосибирскому ТЮЗу пришли мастера из театров взрослых: первый признак талантливости и крепости ТЮЗа. Театр имеет таких интересных деятелей, как художник С. Горецкий и композитор А. Перельман. Все это позволяет давать продукцию, стоящую на очень высоком профессиональном уровне».

В годы войны ТЮЗ снова оказался в Кузбассе. Он был эвакуирован в Анжеро-Судженск, где провел восемнадцать месяцев. В труднейшее время коллектив испытал настоящий творческий взлет. Играть старые спектакли не хотелось — актеры чувствовали, что они не находят отклика в зале, жившем другими заботами. И тогда выдающийся режиссер Павел Цетнерович — ученик Мейерхольда — поставил для детей «Тимура и его команду», а для взрослых — «Парня из нашего города» и «Русских людей» К. Симонова, ставшие настоящим событием. В эвакуации были выпущены «Слуга двух господ» и «Комедия ошибок», вошедшие во все учебники по истории советского театра как показательные, признанные золотым фондом. Они покоряли публику эмоциональностью, буйной фантазией, необычайной яркостью формы. Актеры спускались прямо в шахты, чтобы быть ближе к своим зрителям, ежедневно давали концерты в госпиталях, а по вечерам играли спектакли в клубе. Вернувшись в Новосибирск, они не потеряли связь с поклонника­ми — одна из старейших актрис труп­пы Негина до конца своих дней хра­нила как самую дорогую реликвию переписку с ранеными бойцами и их рисунки, присланные с фронта. Сезон 1944–1945 годов, когда ТЮЗ вернулся из эвакуации, неожиданно превратился в творческий отчет пе­ред новосибирцами. И зрители едино­душно решили, что театр заметно вы­рос. Они приходили в знакомый зал Дома Ленина, чтобы снять усталость, заглушить боль потерь, забыть о кар­точках и разрухе.

Золотой век романтики

В 1947-м в театр пришел новый глав­ный режиссер Исай Сапожников. Ко­нечно, он не мог игнорировать изве­стное постановление партии «О ре­пертуаре драматических театров», суть которого сводилась к запреще­нию западной драматургии. Следуя прежним, героико-романтическим направлением, Сапожников обратил­ся к современным советским пьесам — «Юности отцов» Б. Горбатова, «Га­стелло» Б. Штока, «Всаднику, скачу­щему впереди» Ю. Принцева. На сце­не заблистали Лилия Метелева, выпу­скница Ленинградского театрального института Анастасия Гаршина, Анато­лий Мовчан, Виктор Лелеп, Евгений Лемешонок, Вильгельмина Эйрих, Вя­чеслав и Эльвира Гарины. А золотой век для этого творческого коллектива начался с приходом к руководству Владимира Кузьмина, утвердившего романтику как метод и дух театра. «Кризиса романтического жанра быть просто не может, но, безуслов­но, любое явление превращается в свою противоположность, если оно не развивается качественно, в соответ­ствии с духом времени. Героика — не прямой синоним слова „идеал“, а ро­мантика — не эквивалент поэзии, — считал он, разделявший мнение о том, что добро должно быть с кулака­ми. — Быть человеком в наши дни оз­начает отстоять свой идеал, сохра­нить веру в себя и свое депо. А выс­шее предназначение человека — взойти на костер во имя своей веры». Сегодня подобные суждения звучат излишне категорично, но если вспом­нить, что произносились они в связи с постановкой «Жаворонка» Ануя, спе­ктакля о Жанне д’Арк, все становится на свои места. Обращался Кузьмин и к творчеству местных писателей, прежде всего, Анатолия Иванова. Вдох­новленный успехом на тюзовской сцене своей пьесы «Алкины песни», Анатолий Степанович принес в театр новую — «Баллада о пылающем фа­келе», посвященную революционной деятельности большевиков в Сибири. Она оказалась несовершенной, тре­бовала доработки, но из-за актуаль­ности была принята к работе. И все же критичное отношение постанов­щика к тексту передалось исполнителям. До премьеры практически никто не верил в успех, а публика вдруг приняла спектакль восторженно, по просьбам зрителей его ставили в афишу чаще других. Примечательно, что многие персонажи и сюжетные линии впоследствии перекочевали из пьесы в роман «Вечный зов». Перечислять названия, появлявшие­ся в репертуаре, можно бесконечно долго. «Ромео и Джульетта», «При­ключения Чиполлино», «Друг мой, Колька», — афиша театра соединяла классику, сказку и современную драматургию. И, после очередной поездки с творческим отчетом в Москву, критик А. Степанова написала: «Мир в спектаклях новосибирцев обретает четкие очертания, в нем резко раз­граничены понятия о добре и зле. Но происходит это не за счет упрощения проблем, поднятых театром, и не из ложного снисхождения к юной тюзовской аудитории».

Недавно в «Глобусе» состоялась презентация книги мемуаров «Друзья и годы», написанной актером Виктором Орловым — ведущим актером, ре­жиссером, и педагогом, поставившим в ТЮЗе 35 спектаклей. Читателям предоставлена уникальная возмож­ность узнать о событиях 30–80-х годов со слов непосредственного их участника. Уверяю вас, увлекатель­нейшее чтение.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272