Ирина Тимофеева, «Ведомости»
Вслед за
Георгием Данелией, который в
1980-х снял фильм по
сценарию Александра Володина «Осенний марафон», отправилась и
Лариса Александрова. Впрочем, известная кинокартина и
новое прочтение володинской пьесы на
сцене театра «Глобус»
— две совершенно разные истории, утверждает московский режиссёр.
Уже на втором курсе она получила «Золотую маску» за постановку спектакля «Castingoff» в номинации «Лучший спектакль современного танца» и стала первой студенткой ГИТИСа, которая удостоилась этой премии. Но путь к режиссуре у Ларисы Александровой начался с околотеатральных троп. В девять лет она начала учиться классической хореографии в театре оперы и балета в Челябинске, а её первой освоенной профессией стала специальность «балетмейстер-постановщик», полученная в Челябинском институте культуры. Затем — факультет театроведения в театральном институте Екатеринбурга. А после — Москва и учёба на режиссёрском факультете ГИТИСа, где Ларисе Александровой посчастливилось попасть на бюджетный курс Романа Виктюка и окунуться в музыкальный театр. Может быть, поэтому в её спектаклях используется весь набор выразительных средств современного театра: музыка, хореография, движение, актёрская игра, вокал.
К слову, и в спектакле «Осенний марафон» в новосибирском «Глобусе» не обошлось без аллюзий на танец, что прослеживается даже в сценографии. Московский художник Анастасия Григорьева создала на малой сцене театра заброшенную осеннюю танцплощадку, в которой и происходит «весь танец жизни» героев Володина. Они существуют как бы в двух временах одновременно: в нашем сегодня и в восьмидесятых, когда был написан сценарий и вышел одноимённый фильм.
Однако, по словам Ларисы Александровой, экранизация «Осеннего марафона» и премьера в театре «Глобус» — разные истории, объединённые лишь именами знакомых персонажей. В роли Бузыкина, нарицательного героя, отождествляющего бесконечный марафон от жены к любовнице и обратно — заслуженный артист России Павел Харин.
— По моей задумке, главный герой живёт в двух мирах. Вот есть пласт будничной жизни, серой обыденности, где кто-то чего-то каждый день добивается, бежит, расталкивая других локтями. И есть совсем другая реальность, в которую нужно только погружаться и наслаждаться ей, купаясь в поэзии, в творчестве. Для него в собственной жизни важно только это. Он делает переводы британских авторов, но, по сути, сам создает эту поэзию. Он поэт внутри. Герой разрывается между реальностью и мечтой. Ему необходимо остановиться, никуда не бежать. Не пытаться быть одновременно в двух местах. Нужно стать центром, даже если все вокруг со страшной силой носятся. Становишься в центре и стоишь. И тогда ты укоренён и свободен. Об этом, собственно, мы и стараемся говорить своим спектаклем.
Премьера «Осеннего марафона» состоится 6 и 7 февраля на малой сцене театра «Глобус».