Денискины рассказы
4
июня вторник
11:00
4 июня 11:00 · вторник
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
В поисках счастья
4
июня вторник
19:00
4 июня 19:00 · вторник
В поисках счастья
12+
Большая сцена по пьесе Славомира Мрожека «Эмигранты»
12+
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
15
июня суббота
18:00
Учитель танцев
7
июня пятница
18:30
7 июня 18:30 · пятница
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Кот в сапогах
7
июня пятница
14:00
7 июня 14:00 · пятница
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Братишки
8
июня суббота
18:00
8 июня 18:00 · суббота
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
8
июня суббота
18:00
8 июня 18:00 · суббота
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
9
июня воскресенье
18:00
9 июня 18:00 · воскресенье
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
9
июня воскресенье
18:00
9 июня 18:00 · воскресенье
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Поллианна
11
июня вторник
18:30
13
июня четверг
11:00
11 июня 18:30 · вторник
13 июня 11:00 · четверг
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Перья и хвосты
11
июня вторник
14:00, 18:30
Любимые песни великой страны
13
июня четверг
19:00
13 июня 19:00 · четверг
Любимые песни великой страны
12+
Большая сцена фестиваль-концерт
12+
Каштанка
13
июня четверг
14:00, 18:30
13 июня 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Золушка
14
июня пятница
11:00
14 июня 11:00 · пятница
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Мальчики
14
июня пятница
14:00, 18:30
14 июня 14:00, 18:30 · пятница
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Пряничный домик
15
июня суббота
14:00
16
июня воскресенье
14:00
Горе от ума
16
июня воскресенье
18:00
Премьера
Премьера
16 июня 18:00 · воскресенье
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+

Взрослая девочка с душой ребенка

14 Января 2015
Яна Доля, «Честное слово»

19 декабря в новосибирском театре «Глобус» состоялся торжественный вечер, посвященный 100-летию (!) заслуженной артистки РСФСР Зои Булгаковой.

Природа наделила ее маленьким ростом, но большим сердцем. Оставаясь в душе ребенком, Зоя Федоровна играла детей — это амплуа травести. Она прославила родной ТЮЗ на всю страну, отказалась работать в Москве и осталась радовать новосибирских зрителей своими лучезарными ролями. Самая любимая в народе роль Зои Булгаковой — это Красная Шапочка. Актриса играла ее в четырех спектаклях, три из которых были возобновлены. Во время войны Булгаковой приходили письма от бойцов, которые писали, что сражаются за свою Красную Шапочку. В этом спектакле была сложная музыкальная партитура, но Зоя Булгакова, обладая прекрасными вокальными данными, справлялась с ней.

В середине XX века ее называли жемчужиной театра, а в XXI она уже стала легендой. Зоя Федоровна сыграла более 80 ролей для детской аудитории. Играть детей — это значит продлевать молодость, считает Зоя Федоровна. И она выходила на сцену до 55 лет, пока не почувствовала, что пора уходить, чтобы, не дай бог, услышать от зрителя: «Она же старуха, а играет детей».

Зоя Булгакова получала много писем от детей. Вот одно из них: «Дорогая Зоя Федоровна, я очень люблю Вас за то, как правдиво Вы показываете жизнь — какого-нибудь мальчика или девочки, все горести, радости и обиды. Когда мне было шесть лет, я посмотрела „Снежную королеву“. Потом я долго воображала себя Гердой. Я даже закапывалась в сугроб на обратном пути дороги, чтобы хорошенько представить, как я иду по северному полюсу в поисках исчезнувшего Кая».

Зою Булгакову детвора после спектакля ожидала на проходной будке. Дожидалась и провожала до самого дома. Дарили подарки. У Булгаковой была одна роль девочки, которая заблудилась в лесу и голодала. Так ребятишки во время антракта раскладывали на барьере сцены конфеты, печенье, булочки, чтобы накормить любимицу. Ее сценических героев воспринимали как реальных детей — такой сценической правдой обладала актриса. У нее была потрясающая органика, и дети писали, что в героях Зои Федоровны узнавали себя. Даже если на спектакль приходили непослушные дети, они проникались миром героини и превращались во внимательных зрителей.

Впервые на профессиональную сцену Зоя Федоровна вышла, будучи студенткой первого курса. Это случилось 27 апреля 1931 года. Зое Федоровне доверили крошечный эпизод без партнеров и дали роль восьмилетнего Альберта. Задачей было насмешить публику. Маленький Альберт наряжался в рыцарские доспехи, огромные не по рос-ту, и при этом он еще должен был играть и жонглировать мячами. В какой-то момент под рыцарскую амуницию попадает блоха, и Альберт, не имея возможности почесаться, хохотал и катался по сцене. Эпизод имел невероятный успех у публики, а пресса назвала Зою Федоровну способной студенткой.

Ленинградский педагог-режиссер Александр Александрович Брянцев — человек, которому театр обязан своим рождением, в свое время говорил, что для того, чтобы организовать детский театр, нужно иметь в труппе шесть или восемь травести. Зоя Федоровна была первой из первых и постепенно с годами передавала творческую эстафету поколениям других актрис.

Зоя Булгакова никогда не проговаривала авторский текст, а жила им. Зоя Федоровна открывала совершенно новую область — сказку. Ведь сказка до 1935 года была запрещена в детском театре. Она была объявлена идеологически вредным элементом в жизни ребенка. Потом сказка была разрешена. А как же эту сказку играть? И Зоя Федоровна стала главным интерпретатором художественной природы сказки, ее поэтического, фантастического художественного мира. Красная Шапочка и Герда в «Снежной королеве» стали неразлучными спутниками в ее творческой судьбе.

Работники театра приходили посмотреть на сцену встречи Кая и Герды и уходили со слезами на глазах: настолько это было трогательно.

Военное время заставило новосибирский ТЮЗ ставить спектакли и для взрослых. Зоя Булгакова перестала быть востребованной до поры, пока судьба не подарила ей встречу с режиссером Павлом Цейтнеровичем, который на сцене ТЮЗа поставил спектакль по сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Зое Булгаковой была доверена роль маленькой королевы.

Позднее, уже в Москве, Самуил Маршак увидел Зою Федоровну в этой роли и так был очарован ее виртуозной игрой, что решил увеличить объем роли и дописать текст. Именно в этом варианте он и вошел в золотой фонд драматургии для детей. И именно таким его играют сейчас во всех театрах страны.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272