Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

Взрослая девочка с душой ребенка

14 Января 2015
Яна Доля, «Честное слово»

19 декабря в новосибирском театре «Глобус» состоялся торжественный вечер, посвященный 100-летию (!) заслуженной артистки РСФСР Зои Булгаковой.

Природа наделила ее маленьким ростом, но большим сердцем. Оставаясь в душе ребенком, Зоя Федоровна играла детей — это амплуа травести. Она прославила родной ТЮЗ на всю страну, отказалась работать в Москве и осталась радовать новосибирских зрителей своими лучезарными ролями. Самая любимая в народе роль Зои Булгаковой — это Красная Шапочка. Актриса играла ее в четырех спектаклях, три из которых были возобновлены. Во время войны Булгаковой приходили письма от бойцов, которые писали, что сражаются за свою Красную Шапочку. В этом спектакле была сложная музыкальная партитура, но Зоя Булгакова, обладая прекрасными вокальными данными, справлялась с ней.

В середине XX века ее называли жемчужиной театра, а в XXI она уже стала легендой. Зоя Федоровна сыграла более 80 ролей для детской аудитории. Играть детей — это значит продлевать молодость, считает Зоя Федоровна. И она выходила на сцену до 55 лет, пока не почувствовала, что пора уходить, чтобы, не дай бог, услышать от зрителя: «Она же старуха, а играет детей».

Зоя Булгакова получала много писем от детей. Вот одно из них: «Дорогая Зоя Федоровна, я очень люблю Вас за то, как правдиво Вы показываете жизнь — какого-нибудь мальчика или девочки, все горести, радости и обиды. Когда мне было шесть лет, я посмотрела „Снежную королеву“. Потом я долго воображала себя Гердой. Я даже закапывалась в сугроб на обратном пути дороги, чтобы хорошенько представить, как я иду по северному полюсу в поисках исчезнувшего Кая».

Зою Булгакову детвора после спектакля ожидала на проходной будке. Дожидалась и провожала до самого дома. Дарили подарки. У Булгаковой была одна роль девочки, которая заблудилась в лесу и голодала. Так ребятишки во время антракта раскладывали на барьере сцены конфеты, печенье, булочки, чтобы накормить любимицу. Ее сценических героев воспринимали как реальных детей — такой сценической правдой обладала актриса. У нее была потрясающая органика, и дети писали, что в героях Зои Федоровны узнавали себя. Даже если на спектакль приходили непослушные дети, они проникались миром героини и превращались во внимательных зрителей.

Впервые на профессиональную сцену Зоя Федоровна вышла, будучи студенткой первого курса. Это случилось 27 апреля 1931 года. Зое Федоровне доверили крошечный эпизод без партнеров и дали роль восьмилетнего Альберта. Задачей было насмешить публику. Маленький Альберт наряжался в рыцарские доспехи, огромные не по рос-ту, и при этом он еще должен был играть и жонглировать мячами. В какой-то момент под рыцарскую амуницию попадает блоха, и Альберт, не имея возможности почесаться, хохотал и катался по сцене. Эпизод имел невероятный успех у публики, а пресса назвала Зою Федоровну способной студенткой.

Ленинградский педагог-режиссер Александр Александрович Брянцев — человек, которому театр обязан своим рождением, в свое время говорил, что для того, чтобы организовать детский театр, нужно иметь в труппе шесть или восемь травести. Зоя Федоровна была первой из первых и постепенно с годами передавала творческую эстафету поколениям других актрис.

Зоя Булгакова никогда не проговаривала авторский текст, а жила им. Зоя Федоровна открывала совершенно новую область — сказку. Ведь сказка до 1935 года была запрещена в детском театре. Она была объявлена идеологически вредным элементом в жизни ребенка. Потом сказка была разрешена. А как же эту сказку играть? И Зоя Федоровна стала главным интерпретатором художественной природы сказки, ее поэтического, фантастического художественного мира. Красная Шапочка и Герда в «Снежной королеве» стали неразлучными спутниками в ее творческой судьбе.

Работники театра приходили посмотреть на сцену встречи Кая и Герды и уходили со слезами на глазах: настолько это было трогательно.

Военное время заставило новосибирский ТЮЗ ставить спектакли и для взрослых. Зоя Булгакова перестала быть востребованной до поры, пока судьба не подарила ей встречу с режиссером Павлом Цейтнеровичем, который на сцене ТЮЗа поставил спектакль по сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». Зое Булгаковой была доверена роль маленькой королевы.

Позднее, уже в Москве, Самуил Маршак увидел Зою Федоровну в этой роли и так был очарован ее виртуозной игрой, что решил увеличить объем роли и дописать текст. Именно в этом варианте он и вошел в золотой фонд драматургии для детей. И именно таким его играют сейчас во всех театрах страны.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272