Вишневые мартинсы
6
марта среда
18:30
Мальчики
7
марта четверг
14:00, 18:30
7 марта 14:00, 18:30 · четверг
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Путем взаимной переписки
9
марта суббота
18:00
9 марта 18:00 · суббота
Путем взаимной переписки
16+
Малая сцена Владимир Войнович
16+
Отель двух миров
10
марта воскресенье
18:00
10 марта 18:00 · воскресенье
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Куба
10
марта воскресенье
20:00
10 марта 20:00 · воскресенье
Куба
16+
Спецпомещение комедийный блокбастер Александр Липовской
16+
Генерал и его семья
12
марта вторник
18:30
Собаки
13
марта среда
18:30, 18:30
14
марта четверг
18:30, 18:30
Премьера
Премьера
13 марта 18:30, 18:30 · среда
14 марта 18:30, 18:30 · четверг
Собаки
12+
Большая сцена Константин Сергиенко
12+
Спасите Леньку!
13
марта среда
18:30
13 марта 18:30 · среда
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Art
14
марта четверг
18:30
14 марта 18:30 · четверг
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Дни Турбиных
15
марта пятница
18:30
15 марта 18:30 · пятница
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Женитьба Бальзаминова
16
марта суббота
18:00
17
марта воскресенье
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
16
марта суббота
18:00
17
марта воскресенье
18:00
Всем добрый вечер
18
марта понедельник
19:00
18 марта 19:00 · понедельник
Всем добрый вечер
12+
Большая сцена комедия положений по пьесе Марка Камолетти
12+
Горе от ума
21
апреля воскресенье
17:00
Премьера
Премьера
21 апреля 17:00 · воскресенье
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Почти по Гоголю
Почти по Гоголю
18+
27 марта 2024 года
18+

Король-ребенок

26 Февраля 2015

Ирина Тимофеева, «Ведомости»

Может ли ребёнок возглавить целое государство и попытаться сделать счастливыми всех вокруг?

В марте на большой сцене театра «Глобус» выйдет спектакль «Король Матиуш», в основе которого лежат две повести польского писателя Януша Корчака. В детской педагогике этот автор — фигура знаковая. Именно он написал знаменитые педагогические труды «Как любить ребёнка» и «Право ребёнка на уважение», в которых заложил важные принципы воспитания ребёнка. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой«. «Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой». «Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня».

Основав в Варшаве «Дом сирот» для еврейских детей в 1911 году, Януш Корчак до конца своих дней был со своими воспитанниками и трижды отказывался спасать свою жизнь. Первый раз — когда принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы. Второй — когда отказался бежать из Варшавского гетто. Наконец, 5 августа 1942 года двести воспитанников «Дома сирот» отправили в товарных вагонах в Треблинку — концентрационный лагерь. К Янушу Корчаку тогда подошёл офицер СС и поинтересовался, не он ли написал «Короля Матиуша», добавив, что книга хорошая, он читал её в детстве. Он предложил поляку свободу, но не секрет, что Корчак от такой свободы отказался и предпочёл остаться со своими детьми — и вместе с ними погибнуть.

«Глобус» спектакль по повестям Януша Корчака в инсценировке Полины Бородиной из Екатеринбурга создаёт московский режиссёр Полина Стружкова, которая ставит исключительно для детей. В Новосибирске она уже выпустила хорошие детские спектакли — «Чук и Гек» Аркадия Гайдара и «Синяя птица» Мориса Метерлинка.

 Мы привыкли, что в театре есть сказки для детей, но мне интереснее всего как раз уходить от этого жанра, пробовать и открывать другие способы разговора, — объясняет свой выбор Полина Стружкова. — Как писал Януш Корчак в своей книге: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, с иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». В старших классах я училась в Московской международной киношколе. Там нам очень много рассказывали про Януша Корчака, мы ставили спектакли и рисовали мультфильмы по материалам его произведений. Сейчас, прочитав многие его повести, основную книгу «Как любить ребёнка», я понимаю, что всё обучение в школе было построено по принципам, описанным в этой книге. Корчак говорил о системе самоуправления детей в школе или в интернате — не об игре (как день самоуправления), а об ответственности, которую человек берёт на себя по устройству всего этого микромира, всего, что происходит в школе. Второй принцип — это всё время делать что-то для других: мы ставили спектакли, снимали кино в школе, а потом возили это в колонии для несовершеннолетних, в детские дома, делали с воспитанниками совместные постановки. Третий принцип — нас всегда побуждали к каким-то свершениям. Вот так, совсем недавно, я поняла, что училась в школе, которая во многом основывалась на трудах Корчака. Самое удивительное, что автор был реформатором и школьного образования, и воспитания детей, оставшихся без родителей, а также реформатором в принципах родительского воспитания детей. Нет маленького человека, за которого нужно всё решать. С рождения к ребёнку нужно относиться как к сознательной личности. И открытие это потрясающее.

Этот принцип заложен в самом сюжете «Короля Матиуша». В одном государстве умирает король, и маленькому принцу Матиушу приходится занять его трон. Министры собственного государства не доверяют мальчику, а правители соседних стран, не видя в нём достойного соперника, тут же объявляют ему войну. Действия разворачиваются то на фронте, то в жарких песках Африки, то на необитаемом острове. Королю-ребёнку предстоит сражаться, принимать совсем не детские решения и искать ответ на вопрос, как сделать счастливыми всех вокруг.

 Приключения фантастические, а открытия очень «человеческие», — продолжает Полина Стружкова. — Мысль книг, которые мы взяли за основу работы, — свобода начинается внутри человека и через его собственный опыт, личное познание. Они написаны так, словно распадаются на отдельные главы, и ты читаешь их, как будто смотришь сезон захватывающего сериала. Но невозможно поставить на сцене книгу. Ожившие картинки книги — это не цель театра или кино. Взбудоражить мысль зрителя — вот самое главное. Поэтому в качестве формы спектакля мы взяли пространство архива: есть некий профессор, который по документам исследует историю Матиуша, он и рассказывает зрителям о нём. Так что это будет ожившая, почти документальная история.

«Глобус» спектакль по повестям Януша Корчака в инсценировке Полины Бородиной из Екатеринбурга создаёт московский режиссёр Полина Стружкова, которая ставит исключительно для детей. В Новосибирске она уже выпустила хорошие детские спектакли — «Чук и Гек» Аркадия Гайдара и «Синяя птица» Мориса Метерлинка.

 Мы привыкли, что в театре есть сказки для детей, но мне интереснее всего как раз уходить от этого жанра, пробовать и открывать другие способы разговора, — объясняет свой выбор Полина Стружкова. — Как писал Януш Корчак в своей книге: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, с иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». В старших классах я училась в Московской международной киношколе. Там нам очень много рассказывали про Януша Корчака, мы ставили спектакли и рисовали мультфильмы по материалам его произведений. Сейчас, прочитав многие его повести, основную книгу «Как любить ребёнка», я понимаю, что всё обучение в школе было построено по принципам, описанным в этой книге. Корчак говорил о системе самоуправления детей в школе или в интернате — не об игре (как день самоуправления), а об ответственности, которую человек берёт на себя по устройству всего этого микромира, всего, что происходит в школе. Второй принцип — это всё время делать что-то для других: мы ставили спектакли, снимали кино в школе, а потом возили это в колонии для несовершеннолетних, в детские дома, делали с воспитанниками совместные постановки. Третий принцип — нас всегда побуждали к каким-то свершениям. Вот так, совсем недавно, я поняла, что училась в школе, которая во многом основывалась на трудах Корчака. Самое удивительное, что автор был реформатором и школьного образования, и воспитания детей, оставшихся без родителей, а также реформатором в принципах родительского воспитания детей. Нет маленького человека, за которого нужно всё решать. С рождения к ребёнку нужно относиться как к сознательной личности. И открытие это потрясающее.

Этот принцип заложен в самом сюжете «Короля Матиуша». В одном государстве умирает король, и маленькому принцу Матиушу приходится занять его трон. Министры собственного государства не доверяют мальчику, а правители соседних стран, не видя в нём достойного соперника, тут же объявляют ему войну. Действия разворачиваются то на фронте, то в жарких песках Африки, то на необитаемом острове. Королю-ребёнку предстоит сражаться, принимать совсем не детские решения и искать ответ на вопрос, как сделать счастливыми всех вокруг.

 Приключения фантастические, а открытия очень «человеческие», — продолжает Полина Стружкова. — Мысль книг, которые мы взяли за основу работы, — свобода начинается внутри человека и через его собственный опыт, личное познание. Они написаны так, словно распадаются на отдельные главы, и ты читаешь их, как будто смотришь сезон захватывающего сериала. Но невозможно поставить на сцене книгу. Ожившие картинки книги — это не цель театра или кино. Взбудоражить мысль зрителя — вот самое главное. Поэтому в качестве формы спектакля мы взяли пространство архива: есть некий профессор, который по документам исследует историю Матиуша, он и рассказывает зрителям о нём. Так что это будет ожившая, почти документальная история.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!