Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Спектакль «Август»: добро пожаловать домой

19 Сентября 2011
Александра Зайцева, «Академ.инфо»

На прошлой неделе на малой сцене театра «Глобус» был трижды показан премьерный спектакль «Август: графство Осейдж» по пьесе американского драматурга Трейси Леттса. Вещь, за которую драматург получил Пулицеровскую премию и которая с успехом шла на Бродвее, оставляет после себя чувство христианской любви и отчаянного отвращения ко всему людскому. Все герои «Августа» беспросветно, безнадежно несчастны и бесчеловечно злы. И этим напоминают нас.

Схематично обозначу сюжет спектакля. В большом доме в американском округе Осейдж внезапное горе: пропал глава семейства Беверли Уэстон (заслуженный артист России Александр Кузнецов). Под одной крышей собираются его три дочери — Айви (Елена Гофф), Карен (Светлана Прутис) и Барбара (Светлана Галкина) и другие члены большой семьи Уэстонов. Сначала, казалось бы, чтобы поддержать супругу пропавшего — Вайолет (заслуженная артистка России Людмила Трошина). Потом оказывается, что эта встреча дана им для того, чтобы окончательно поссориться, возненавидеть друг друга и доказать себе, что жизнь каждого прожита зря и нет в ней ни смысла, ни любви, ни счастья.

Большой театрализованный семейный скандал на два с половиной часа был поставлен в «Глобусе» москвичами — режиссером Маратом Гацаловым, сценографом и художником по костюмам Алексеем Лобановым и видеорежиссером Натальей Наумовой. Художником по свету выступила Елена Алексеева (Новосибирск).

Камерность «Августа» достигает в постановке Гацалова предела: некоторых зрителей усадили на сцену, а в партере установили кровати, на которых актеры обнимаются и ругаются. И нет шанса отстраниться от происходящего на сцене, и нет ничего, чтобы разделяло героев драмы и ее наблюдателей. Единственное, пожалуй, что спасает: это право зрителя молчать, пока остальные герои этой «комедии» выясняют отношения.

Чувствуешь себя ребенком, наблюдающим за скандалом взрослых.

«Все герои пьесы „Август: графство Осейдж“ несчастны, ни у кого из нет шанса на другую жизнь, они все обречены. ... Большая семья Уэстонов в финале разваливается. Пресловутого луча света в темном царстве там нет. Автор ухитрился поместить этот луч за пределы материала — в головах и сердцах читателей. Это очень талантливо, это свойство высокой литературы. Чем больше мы разбирали пьесу с актерами, тем чаще осознавали, что те ошибки, которые совершают ее герои, похожи на наши собственные. Весь сюжет наглядно демонстрировал нам их фатальность. От этого становилось жутко и страшно», — прокомментировал пресс-службе «Глобуса» спектакль Марат Гацалов.

Особый герой драмы — молчаливая индианка Джонна Моневата, взятая в дом для ведения хозяйства. За все время спектакля она произносит лишь пару фраз, а в остальное время ходит по сцене с видом сумасшедшего маньяка, который любит наблюдать за чужой жизнью, снимает скандалы Уэстонов на камеру и развешивает по дому ловцы снов. Возможно, по замыслу автора пьесы Трейси Леттса она — самый цельный и в определенном смысле счастливый персонаж сюжета.

На меня она произвела впечатление не менее разрушенной личности. Конечно, она не орет в истерике и не таскает домашних за волосы, но, в сущности, и не живет: у нее нет ни дома, ни семьи, ни счастья. Впрочем, страшнее похожей на колдунью индианки остальные герои представления, в которых без труда можно узнать знакомых, друзей, соседей, родственников и себя заодно.

Добро пожаловать домой. Добро пожаловать в скандалы, взаимные обвинения, ложь, одиночество и несчастье. Добро пожаловать в отчаяние, в осознание того, что твоя жизнь прожита зря, она не имеет ни смысла, ни красоты, ни любви. Добро пожаловать в ад.

Открывая такой премьерой 82-й театральный сезон, «Глобус» настраивает зрителей на серьезный лад самокопания и самопознания. Осень вообще время рефлексии, а «Август» — это повод осознать, что ты делаешь в жизни не так и, может быть, еще успеть все исправить.

Любопытно, что перед спектаклем у входа в «Глобус» я имела удовольствие наблюдать сцену: мать с жестокой злобой выговаривала полной и некрасивой дочери свои претензии по поводу ее наряда и внешнего вида. Кажется, так нетактично о внешности девушки может высказаться только ее мама.

Интересно, а они узнали друг друга в спектакле?

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272