Путем взаимной переписки
28
февраля среда
18:30
9
марта суббота
18:00
Отель двух миров
29
февраля четверг
18:30
10
марта воскресенье
18:00
Кот в сапогах
1
марта пятница
18:30
1 марта 18:30 · пятница
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Ревизор
2
марта суббота
18:00
2 марта 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
2
марта суббота
18:00
2 марта 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Звездный час по местному времени
3
марта воскресенье
18:00
Вишневые мартинсы
6
марта среда
18:30
Мальчики
7
марта четверг
14:00, 18:30
7 марта 14:00, 18:30 · четверг
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Куба
10
марта воскресенье
20:00
10 марта 20:00 · воскресенье
Куба
16+
Спецпомещение комедийный блокбастер Александр Липовской
16+
Собаки
13
марта среда
18:30
14
марта четверг
18:30
Премьера
Премьера
13 марта 18:30 · среда
14 марта 18:30 · четверг
Собаки
12+
Большая сцена Константин Сергиенко
12+
Всем добрый вечер
18
марта понедельник
19:00
18 марта 19:00 · понедельник
Всем добрый вечер
12+
Большая сцена комедия положений по пьесе Марка Камолетти
12+
Горе от ума
21
апреля воскресенье
17:00
Премьера
Премьера
21 апреля 17:00 · воскресенье
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+
Почти по Гоголю
Почти по Гоголю
18+
27 марта 2024 года
18+
Пульс Ленинграда
Пульс Ленинграда
12+
27 января - 27 февраля 2024 года
12+

Глубина глубинки

14 Апреля 2011
Роман Должанский, «Коммерсантъ»

В Москве подходит к концу фестиваль «Золотая маска». Как обычно, московские (да и петербургские тоже) номинанты новостями не являются, поэтому взоры столичной театральной общественности оказываются обращены к театрам из других городов. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Раз в году — во время фестиваля «Золотая маска» — московские зрители имеют шанс увидеть, чем и как живет театральная провинция. Давно известно следующее: без театров из российских регионов «Маски» быть не может, потому что премия всероссийская и Союз театральных деятелей, ее некогда учредивший,— организация тоже всероссийская, так что негласная квота на провинциальные театры кем-нибудь да будет заполнена. В то же время не является секретом, что составить реальную конкуренцию столичным спектаклям и вмешаться в спор за награды за всю историю «Золотой маски» удавалось лишь считаным провинциальным театрам.

Можно по-разному анализировать провинциальное представительство на главной театральной премии страны. Один из интересных критериев успеха — чьими руками делается прошедший отборочное сито спектакль, столичными или местными. Сегодня в России есть всего несколько творческих лидеров, так сказать, «федерального значения», которые укоренены в провинции. Большинство являются многократными номинантами «Маски», участвуют они и в нынешнем фестивале: Михаил Бычков, много лет руководящий своим детищем, Воронежским камерным театром (спектакль «Электра и Орест»), Николай Коляда («Фронтовичка» екатеринбургского «Коляда-театра»), Евгений Марчелли, работавший в Тильзите, Омске и Калининграде, а недавно возглавивший театр имени Волкова в Ярославле (ярославская «Екатерина Ивановна» в постановке Марчелли единолично представляет провинцию в номинации «Большая форма»). Хоть и во внеконкурсной, а не в главной программе — впрочем, в этом году мало кто понимает разницу между ними,— но все-таки представлен Олег Рыбкин, который за последние несколько лет вывел в число значимых театров Красноярскую драму. Наверное, можно назвать еще пару-тройку имен, но список все равно весьма ограничен.

С другой стороны, успех театрам часто приносят и гости из столиц. Достаточно вспомнить, что оба провинциальных спектакля, получавших за последние десять лет «Золотую маску» в главных номинациях, были сделаны «гастролерами»: «Грозу» в Магнитогорском драмтеатре поставил петербуржец Лев Эренбург, а «Двойное непостоянство» для новосибирского театра «Глобус» придумал москвич Дмитрий Черняков. Для успешного «Глобуса» ставка на приглашенную столичную режиссуру вообще является долгосрочной стратегией — на сей раз «сработало» приглашение молодого режиссера Олега Юмова. Ученик Сергея Женовача поставил в Новосибирске «Возвращение» по Андрею Платонову — сосредоточенно, вдумчиво и сдержанно, будто вдохновившись платоновской же «Потуданью» Женовача, недавнего лауреата «Золотой маски».

Молодые режиссеры из столиц принесли успех и в театры, которые вообще никогда прежде не участвовали в фестивале. Справедливости ради надо сказать, что Марат Гацалов поставил «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова в Прокопьевском драматическом театре в статусе главного режиссера, но не думаю, что отъезд одного из самых многообещающих режиссеров поколения30-летних в Кузбасс — стратегия жизни. Скорее, самопроверка и охота к приключениям. Его пытливость и любопытство видны в спектакле: современная комедия «Экспонаты» разворачивается у Марата Гацалова в своеобразном музее провинциального быта. Перед началом зрители должны надеть войлочные тапочки и пройти к своим местам через сцену с экспонатами — старыми телевизорами, посудой, магнитофонами, мебелью. Героям остроумной пьесы Дурненкова предложено стать экспонатами этакого русского провинциального Диснейленда, но и сами прокопьевские актеры на сцене московского Центра Мейерхольда смотрелись своеобразными «экспонатами» из другой реальности: такой неподдельной органики при изображении простонародья из русской глуши ни одной московской труппе и не снилось.

Немало неожиданных и запоминающихся частностей встретилось и в любопытном «Отелло» Канского драмтеатра из небольшого города в Красноярском крае (тот самый город, где проходит небезызвестный Канский кинофестиваль). Он выступал тоже во внеконкурсной программе — и на вопрос, где проходит граница между конкурсными и внеконкурсными спектаклями, пусть опять же отвечают сами эксперты. Важно, впрочем, даже не это, а то, что выпускник петербургской театральной академии режиссер Роман Феодори-Ильин в Канске был «одноразовым» режиссером. Попробовал он было осесть в Барнаульской драме, но в конце нынешнего сезона уходит и оттуда, так что если и будет возвращаться в провинцию, то лишь гостем. В общем, успех приезжих театров на «Маске» обманчив: количество тех, кто готов развивать и выращивать театры в провинции, сделав это делом своей жизни, не растет.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!