Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

«Денискины рассказы» в «Глобусе»: игра в невозвратимое детство

30 Мая 2012
Александра Зайцева, «Академ.инфо»

Последняя неделя мая подарила новосибирцам завершающую в этом сезоне премьеру «Глобуса» — постановку Алексея Крикливого по мотивам произведений Драгунcкого «Денискины рассказы». Увы, мощного ностальгического образа актерам и режиссеру создать не удалось — спектакль стал игрой в невозвратимое детство, игрой тем более печальной, чем очевиднее становилось с каждой минутой, что Дениска Кораблев давно вырос, и в голосе его слышатся хрипловатые мужские нотки.

Постановочная группа «Глобуса» провела серьезную работу над созданием спектакля. Литературному редактору Инне Кремер предстояло переработать 15 рассказов Виктора Драгунского, среди которых — «Он живой и светится...», «Слава Ивана Козловского», «Сверху вниз, наискосок!», «Девочка на шаре», «Что я люблю», «Тайное становится явным», «Где это видано, где это слыхано...», «Зеленчатые леопарды» и другие. В итоге получился полноценный сценарий для крупного спектакля, в котором отдельные рассказы различаются с трудом — так органично эти истории вплетены в ткань литературной композиции спектакля.

«Желание встретиться с „Денискиными рассказами“ Драгунского возникло давно. В этих, на первый взгляд, веселых житейских историях сокрыта большая тайна. Тайна открытия большого мира, когда через, быть может, небольшое событие раскрывается огромная жизнь, когда приоткрывается чудо дружбы, предчувствие любви. И что мир огромен и, в принципе, добр», — говорит о замысле спектакля режиссер Алексей Крикливый.

Однако спектакль получился слишком длинный для того, чтобы нормально восприниматься детьми (которых на премьеру пришло едва ли не больше, чем взрослых), и одновременно слишком бедным по своей фактуре, чтобы захватить внимание взрослого и увести его в мир чудесного советского детства.

Кажется, именно такую задачу — ностальгическую, — ставили перед собой создатели спектакля, однако погрузить зрителя в атмосферу счастливого советского вчера им не удалось. По-настоящему впечатляющими в спектакле были декорации, за которые стоит поблагодарить Каринэ Булгач. Кстати говоря, она работала над сценографией многих удачных спектаклей, в том числе «Шоколад», «Мама», «Спящая красавица», «Сказка о четырех близнецах», «Снежная королева» и др.

Сцена, по которой по кругу составлены декорации школьного музыкального класса, квартиры Кораблевых и строящейся Москвы 60-х, создает впечатление мультфильма, когда начинает вращаться одновременно с идущими по ней домой Дениской Кораблевым и его мамой. Так в старых мультиках создавался эффект перемещения в пространстве — и в это решение, безусловно, одно из самых удачных в спектакле.

Однако цельного впечатления спектакль не создает, и в этом, видимо, его главная беда: ни игра актеров, ни музыка, ни световые эффекты не захватывают внимание зрителя полностью. Спектакль распадается на части. Вместо того, чтобы следить за действием спектакля «сердцем», начинаешь следить за ним «разумом» — вон, гляди, декорации поехали, а вот Александр Липовской, играющий Дениску Кораблева, хриплым мужским голосом сказал плюшевому мишке «Ты мой самый лучший друг... А я об тебя удар хотел отрабатывать».

Ты осознаешь, что безнадежно вырос, и вот твоя любимая детская книжка стала основой для спектакля, в котором играют такие же, как ты, безнадежно взрослые люди и все эти взрослые — и стоящие на сцене, и сидящие в зале, — пытаются вспомнить свое детское ощущение мира — и не могут.

Увы, поверить в «детскость» главного героя — Дениса Кораблева в исполнении Александра Липовского, — очень трудно, и в этом, пожалуй, главная беда постановки.

«Мы прекрасно отдаем себе отчет, что, возможно, для современного маленького зрителя эпоха советского детства так же далека, как, допустим, время Островского для тех, кто уже взрослый. Но не покидает уверенность, что сменятся года, века, а человек, вдруг остановившись, откроет маленькую коробочку и, увидев светлячка, сможет сказать: «Он живой и светится...», — говорит Алексей Крикливый о спектакле.

Пришедшие на премьеру дети охотно смеялись над проделками Дениски и Мишки (им как раз было легче поверить в происходящее, чем взрослым), но затянутый сюжет утомил их и в антракте юные соседи корреспондента Academ.info просили родителей и бабушек отвезти их домой.

В целом же, «Глобус» остается в общем тренде ностальгии по советскому прошлому, поэтому он найдет своего зрителя. В этом сезоне «Денискины рассказы» будут представлены 30 и 31 мая, а также 1,2, 10 и 15 июня. Следующие показы состоятся только после летнего перерыва — 1 и 2 сентября.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272