Светлана Сучкова, «Туризм и отдых в Новосибирской области»
В
рамках Международного Рождественского фестиваля искусств в
театре «Глобус» открылась Лаборатория молодой режиссуры «Глобус». Место действия«.
Инновации охватили Россию с головы до пяток, проникли в поры всех структур и сфер Отечества и вот теперь массово добрались до театра. Словосочетание «экспериментальный театр» теперь смело может примерять на себя любой театральный коллектив, который открывает дверь инновациям. Проект «Лаборатория...», осуществленный уже на 61-й театральной территории в стране, дошел до новосибирского театра «Глобус».
На пресс-конференции в театре идеолог проекта, известный театровед Олег Лоевский посвятил журналистов в суть того, что уже с 27 ноября происходит в «Глобусе»:
— «Лаборатория» не придумана мною, она собралась из разных опытов, я сделал модуль, который представляет собой, грубо говоря, некую очистительную клизму театру. Сегодня театр существует в жесткой схеме: «репетиции — премьера — показ». Модуль лаборатории задействует все цеха театра, начиная от режиссеров и включая зрительский «цех», и они начинают взаимодействовать по-новому.
Суть проекта, вкратце: некая группа экспертов, включая молодых режиссеров, выбирает для постановки несколько пьес современных драматургов и за три дня театральный коллектив должен осуществить эти постановки, используя потенциал своего театра. Зритель участвует в обсуждении спектаклей, за ним слово: быть или не быть продолжению... «Мы делаем спектакль как продукт за три дня», — уточняет г-н Лоевский. Нет-нет, никакой оговорки! Театральный коллектив намеренно вводится в состояние стресса — что можно успеть за три дня?!
Главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый отмечает:
— Работа лаборатории меняет некие точки в головах, это бодрит театр. Даже передвигаясь сейчас по коридорам театра, я ощущаю, как идет некое особое движение. Режиссеры репетируют на неожиданных площадках.
В «Лаборатории» ставят опыты с современной драматургией — и это всего лишь один из способов ввести молодых авторов в театральный репертуар. «Театр не любит современной драматургии, потому что наш зритель не любит встречаться с самим собой...» — констатирует Олег Лоевский. Поэтому, одна из сверхзадач проекта — просто познакомить режиссеров и зрителей с новой драматургией. Для Лаборатории в «Глобусе» отобраны четыре пьесы.
«Сыроежки/кораблекрушение» Ксении Драгунской — пьеса для подростков, которым сегодняшний театр почти ничего предложить не может.
«Кафе „Шарур“» автора из Екатеринбурга Анны Батуриной — о том, как человек борется за свое выживание.
«Птица Феникс возвращается домой» популярного сегодня молодого драматурга Ярославы Пулинович (две ее пьесы идут в программе Рождественского фестиваля) — о соблазнах современного мира, обращенная к подростку и его родителям.
«Любовь Людей» белорусского автора Дмитрия Богославского — провинциальная история, пьеса — победитель фестиваля «Любимовка-2011».
Ставят эти пьесы молодые режиссеры Москвы, Южно-Сахалинска и Новосибирска: Артемий Николаев, Даниил Безносов, Иван Орлов и Павел Артемьев.
Один из руководителей Лаборатории Марат Гацалов (в «Глобусе он поставил в этом сезоне спектакль „Август: графство Осейдж“) сам прошел этот путь „стресса“:
— Для всех нас лаборатория — это серьезный стресс, ведь за очень короткое время необходимо решить много задач. Каждый современный текст требует особого ключа, чтобы его открыть.
Главное, что у тебя нет времени на всякого рода рефлексии, и ты идешь путем риска, ничего не боишься, потому что есть творческая безответственность. Лаборатория открывает в тебе самом какие-то вещи, которые ты даже не предполагал.
Открытия предстоят для всех — и, конечно, для актеров. По словам Олега Лоевского, „бывали чудеса, когда артисты раскрывались! Вообще, по моему мнению, нет плохих артистов, есть ленивые режиссеры“.
Нелегкая задачка ожидает и зрителя — на основе эскиза спектакля оценить потенциал пьесы, игру актеров, мастерство постановщика. А задача Лаборатории — „перевербовать зрителя!“, отвлечь его от теледетективов, театральных комедийных антреприз, настроить на диалог. Да и не просто „перевербовать“, а найти его, зрителя-то, — молодого, думающего. Ведь кто сегодня составляет зрительскую аудиторию, говорит Олег Лоевский: „девушки в добрачный период, женщины после развода, пожилые женщины, тоже уже одинокие“... Мы живем в женском мире!» Да и драматурги в основном женщины — выбирать-то не приходится...
Показы состоятся 1 и 2 декабря. Для участия в просмотре необходимо зарегистрироваться на сайте театра «Глобуса».