Бульвар надежд в осенних листьях
24
января среда
18:30
24 января 18:30 · среда
Бульвар надежд в осенних листьях
16+
Большая сцена музыкальная мелодрама Эрнст Горьковский
16+
Весы
25
января четверг
18:30
25 января 18:30 · четверг
Весы
16+
Большая сцена ночь в одном действии Евгений Гришковец
16+
Шикарная свадьба
26
января пятница
18:30
26 января 18:30 · пятница
Шикарная свадьба
16+
Большая сцена комедия Робин Хоудон
16+
Дракошина история
Дракошина история
0+
23–30 декабря 2023 года • 2–7 января 2024 года
0+

Уроки воспитания

9 Марта 2016

Александра Солдатова, «Экран и сцена»

«Золотая Маска»-2016

Программа «Детский Weekend» театрального фестиваля «Золотая Маска» собирает лучшие спектакли страны для маленьких зрителей. В этом году москвичи смогли познакомиться с постановками из Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга, Рязани, Ижевска и Новосибирска. Всего было показано 11 работ, некоторые из которых можно увидеть в столичных театрах и вне фестиваля: «Альма и Брут» на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда, «Пингвины» в МТЮЗе, «Денискины рассказы» в РАМТе и «Сын Великана» театра «Снарк». О трех гастрольных постановках в режиссуре Полины Стружковой, Галины Бызгу и Екатерины Гороховской — в обзоре «ЭС».

«Король Матиуш», режиссер Полина Стружкова, театр «Глобус» (Новосибирск). 12+

Януш Корчак, выдающийся польский писатель и педагог, в творчестве часто обращал внимание читателей на ущемление прав ребенка. Дети живут в условиях подавления воли, постоянно слыша о том, чего им делать нельзя. «Как же мы надеемся вырастить из них свободных людей?» — спрашивал легендарный воспитатель, защищавший детей не только словом, но и делом.

Нарушение запрета взрослых и последствия этого поступка — сюжет миллионов сказок по всему миру. Поиск компромисса между рациональными правилами и преображающей творческой энергией ребенка стал на «Детском Weekend’е» сквозной темой. Есть она и в грандиозного масштаба «Русалочке» Романа Феодори, и в скромном моноспектакле «Сын Великана» Юрия Алесина. Но больше других запоминается остро полемичная постановка Полины Стружковой по двум повестям самого Януша Корчака: «Король Матиуш Первый» и «Король Матиуш на необитаемом острове».

По сюжету, корона от монарха переходит по наследству сыну, и маленький мальчик сразу рвется в бой с несправедливым мироустройством. Он принимает вызов соседних держав и сам ведет войско на войну. Опьяненный победой, правитель проводит серию либеральных реформ для детей, что последовательно приводит к анархии, политическому перевороту и военной диктатуре завоевателей. Но в спектакле, в отличие от книжки, все кончается благополучно. Матиуш, благодаря друзьям, свергает диктатора и реализует утопическую модель безвластия, где каждый гражданин — немножко король, не по закону, а в силу естественного благородства души.

Политическая сказка Корчака в интерпретации Полины Стружковой до поры до времени притворяется традиционным детским спектаклем большого формата. Красочные костюмы и декорации художника Марии Кривцовой предлагают оптику наивного взгляда на мир, где люди просто обязаны стать счастливыми и свободными. Актерские образы ироничны, все персонажи, включая министров и солдат, ведут себя, как дети. Отстраниться от сопереживания героям и проанализировать происходящее зрителям помогает рамка «лекции», которую «читает» актер Александр Варавин. Его Профессор — единственный неподдельный взрослый во всей этой истории. В момент наивысшего напряжения, когда на Матиуша направ-лен десяток солдатских винтовок, он останавливает события и адресует вопрос в зал: «Кто виноват в случившемся»?

Градусом дискуссии во время представления и на обсуждении «Король Матиуш» напомнил «Врага народа» Томаса Остермайера, поставленного в берлинском «Шаубюне» и показанного на фестивале «Территория» в 2014 году. С той разницей, что на спектакле «Глобуса» строгими критиками реальности выступали дети, новое поколение зрителей. «Во всем виноваты министры!» — кричали одни. «Нет, виноваты все вместе, само общество», — рассудительно отвечали другие. До истины, кажется, так и не договорились, из театра каждый ушел со своей правдой.

«Малыш и Карлсон», режиссер Галина Бызгу, театр «Мастерская» (Санкт-Петербург). 6+

Еще один любопытный участник детской программы приехал из Санкт-Петербурга (в апреле постановку можно увидеть в программе Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»). Режиссер Галина Бызгу смешно и с драйвом поставила с молодежной труппой театра «Мастер-ская» Астрид Линдгрен. Получилась настоящая комедия для тех, кто уже чувствует себя невероятно «крутым», но «Малыша и Карлсона» пока смотрит с интересом. Взрослых на показе в Москве дуракаваляние, не прекращающееся два с лишним часа, слегка утомило, но детей держало до самого финала. Особой «крутизны» действу добавляли треки кабаре-панк группы The Tiger Lillies, брутальная небритость Карлсона и три правила закрытого клуба летчиков, заимствованные у «Бойцовского клуба» Паланика.

Андрей Горбатый (Малыш) и Георгий Воронин (Карлсон) гримасничают, у них «детские» голоса и дефекты дикции, но типичные для ТЮЗа приемчики органично встраиваются в карикатурную картинку. В спектакле подвижная мультяшная сценография: цветные пуфы-кубики, картины на липучках. Актеры запускают над головами зрителей лампы на длинных проводах — вот вам и иллюзия полета, а из стен детской достают кирпичные крыши Стокгольма для совершения ночных прогулок.

Между тем, веселый спектакль Галины Бызгу полезен и родителям, ведь рассказывает про ребенка важные вещи. Во-первых, одиночество и скука его гораздо мучительнее, чем у взрослых, и приводят к большим разрушениям. Появление Карлсона означает бунт послушного Малыша против невнимания любящей семьи. «Пошалим?» — предлагает симпатичный малознакомый мужчина с пропеллером, и все домашние правила становятся неважны. Паровая машина взрывается, картины летят со стен, расстраиваются свидания старшей сестры, а противные домомучительницы сходят с ума.

Во-вторых, если чадом не занимаются родители, им обязательно займется кто-то другой. Возможно, весьма опасный тип. Карлсон по-панковски презирает «материальные ценности», но при этом обирает доверчивого Малыша до нитки. В спектакле это показано довольно жестко и акцентируется интермедией перед началом, когда стокгольмские мошенники развлекают публику предложениями товаров и услуг. У Линдгрен все кончается хорошо, родители знакомятся с Карлсоном и больше не пренебрегают проблемами Сванте, но в жизни подобные ошибки редко обходятся благополучно.

«Соломенные ребятишки», режиссер Екатерина Гороховская, Театр юного зрителя имени Ю.П. Киселева (Саратов). 3+

Екатерина Гороховская тоже опытный мастер современного детского театра, одна из лучших в жанре. В 2014 году на «Золотую Маску» привозили ее «Гадкого утенка» из Молодежного театра Алтая, а сейчас в программу включили «Соломенных ребятишек» из Саратова. Спектакль камерной сцены для зрителей от 3 лет идет всего-то 40 минут, но демонстрирует театр настолько выверенный актерски и режиссерски, музыкально и визуально, что каждой минуте сценического действия внимаешь с огромной зрительской благодарностью. Задача, стоявшая перед создателями: «Ввести ребенка в мир театра, сохраняя вкус и оберегая душу», — реализована на сто процентов.

Постановка напоминает настроением первые утопические минуты «Одной абсолютно счастливой деревни» Петра Фоменко. Деревенскую сказочку Екатерина Гороховская сочинила по мотивам русского фольклора, и спектакль получился о самом главном: о доме, семье и любви. Есть Бабушка (Ольга Логинова) и Дедушка (Алексей Чернышев). Ее ромашки на переднике рифмуются с его, запутавшимися в бороде. Он танцует — она смеется. Она плачет — он переплывает лоскутную реку слез, чтобы ее утешить. Когда Бабушка от горя не сможет больше улыбаться, Дедушка смастерит для нее из соломы сына и дочку. Соломенным ребятишкам будут разрешать все на свете, они вырастут в любви и согласии, а повзрослев, уйдут. Вот и весь сюжет — модель семьи сказочной и гармоничной, заразительное послание не только детям, но и взрослым.

Прелесть «Соломенных ребятишек» еще и в ощутимой театральности языка. Тут имеются и традиционное для камерных детских постановок общение с залом, и формальные фокусы, понятные даже малышу. Музыканты по краям сцены заполняют актерские этюды музыкой и живыми звуками, а актеры, например, ненароком угощают ребят невидимыми семечками или просят бросить в горшок невидимую крупу. Дети в игру сразу включаются, но при этом остаются на своих местах, а значит, спектакль не разрушается чрезмерным интерактивом. Чем дальше, тем волшебства становится больше: на стенах вырастают тени трав и цветов, а потолок затягивает звездный шатер небосвода. На сцену малышня высыпает только в конце, чтобы сделать соломенные фигурки кукол и унести кусочек сказки домой.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!