Денискины рассказы
4
июня вторник
11:00
4 июня 11:00 · вторник
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
В поисках счастья
4
июня вторник
19:00
4 июня 19:00 · вторник
В поисках счастья
12+
Большая сцена по пьесе Славомира Мрожека «Эмигранты»
12+
Сказка о рыбаке и рыбке
6
июня четверг
11:00, 16:00
15
июня суббота
18:00
Учитель танцев
7
июня пятница
18:30
7 июня 18:30 · пятница
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Кот в сапогах
7
июня пятница
14:00
7 июня 14:00 · пятница
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Братишки
8
июня суббота
18:00
8 июня 18:00 · суббота
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
8
июня суббота
18:00
8 июня 18:00 · суббота
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
9
июня воскресенье
18:00
9 июня 18:00 · воскресенье
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
9
июня воскресенье
18:00
9 июня 18:00 · воскресенье
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Поллианна
11
июня вторник
18:30
13
июня четверг
11:00
11 июня 18:30 · вторник
13 июня 11:00 · четверг
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Перья и хвосты
11
июня вторник
14:00, 18:30
Любимые песни великой страны
13
июня четверг
19:00
13 июня 19:00 · четверг
Любимые песни великой страны
12+
Большая сцена фестиваль-концерт
12+
Каштанка
13
июня четверг
14:00, 18:30
13 июня 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
Золушка
14
июня пятница
11:00
14 июня 11:00 · пятница
Золушка
6+
Большая сцена Оксана Штанина
6+
Мальчики
14
июня пятница
14:00, 18:30
14 июня 14:00, 18:30 · пятница
Мальчики
12+
Малая сцена Владислав Крапивин
12+
Пряничный домик
15
июня суббота
14:00
16
июня воскресенье
14:00
Горе от ума
16
июня воскресенье
18:00
Премьера
Премьера
16 июня 18:00 · воскресенье
Горе от ума
16+
Малая сцена Александр Грибоедов
16+

Искали своих погибших сыновей вместе с чеченками: премьера «Мамочек» в новосибирском «Глобусе»

28 Января 2012
Татьяна Ломакина, «Тайга.инфо»

Актёр труппы Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» Денис Малютин поставил на родной сцене пронзительную пьесу «военного» драматурга Владимира Зуева «Мамочки» — «повесть о бессмертии» и о том, как матери российских солдат ищут своих пропавших без вести детей. Почему «убитые» не хотят покидать поле боя, зрители спектакля смеются, а дагестанцы плачут, режиссёр и автор пьесы рассказали перед премьерой.

«Надо маме позвонить, что ли», — реакция зрителей первого показа «Мамочек» практически единодушна. Один из секретов такого точного попадания спектакля в том, что пьеса Владимира Зуева основана на реальных историях солдатских матерей, рассказанных ими драматургу по пути в Чечню.

В 2003 и 2005 годах в рамках акции Межрегионального союза инвалидов военных конфликтов «Арсенал-32» Зуев и «мамочки» возили гуманитарную помощь в российские боевые части, расположенные на Кавказе. «Одна [мама] искала ребёнка — ей сказали, что есть информация — он в плену. Две другие — одна нашла, по ДНК определили, и она его похоронила, а другая не нашла и она ездила к этим ребятам, как к своим сыновьям — просто поговорить», — вспоминает писатель прототипов своих героев.

«Татьяна Георгиевна — она в пьесе Младшенькая — потом рассказывала, как вынуждена была просто попрошайничать, собирая деньги на памятник, — продолжает драматург. — Когда она была на премьере одного из спектаклей [по пьесе] в Перми она сказала так: „Я ничего не хочу сказать по поводу „Хромой лошади“ — люди погибли, им памятник уже поставили. Но они же пришли туда отдыхать! Их не загнали туда, как [солдат] в Первую чеченскую. А нашим парням памятник до сих пор не поставлен в городе“».

Впрочем, текст «Мамочек» справился с ролью памятника лучше любого камня и металла — за пять лет пьеса выдержала более 30 постановок, в том числе — театральная читка на одной из сцен Лондона. В Новосибирске за «Мамочек» взялся актёр «Глобуса» и студент второго курса режиссёрского факультета Театрального института им. Щукина Денис Малютин. Его дебют в качестве автора постановки состоялся в рамках проекта родного театра «Третья сцена», цель которого — дать артистам труппы возможность не только играть, но и самим делать спектакли.

«Всё произошло настолько гармонично, было такое единение и согласие со стороны артистов, принятие того, что я предложил именно этот материал именно для них, — признался режиссёр. — Театр — это всё-таки искусство коллективное, поэтому, создав такую команду вокруг себя, я только укрепился в этом понимании. Я ответственный за постановку, но работали мы вместе, и я не отделяю себя как главного. Я до конца жизни буду актёром».

По словам Малютина, второго состава артистов у его постановки скорее всего не будет, потому что это очень «интимный спектакль» и туда не должен входить «какой-то другой человек». Когда одна из мамочек находит место, где лежит её Андрюша, тот борется и орёт: «Мама, мамочка, мамка, я живой, в плену я! Уходи отсюда! Меня когда прикапывали, гранату под меня положили, чтобы не поглумился никто. Уходи, мама». А та с вечно опухшими от рыданий глазами кидается ему на шею — и всё. Её радостного вздоха «Сыночка!» достаточно, чтобы в зрительном зале шмыгнули сразу 100 носов, поэтому и представить на этом месте «вторую» маму невозможно.

Режиссёр рассказал, что на первом прочтении пьесы и на репетициях вся команда постановки успела вместе поплакать, поэтому вполне закономерно было предположить, что и в зале будут слёзы. «Но не предполагал, что тот юмор, который я попытался в некоторых сценах сделать, что он получится, — удивился Малютин. — Тема мамочек, конечно, трагична. Но солдаты — это молодые ребята, это же мальчики — там должен присутствовать юмор, без него даже на войне невозможно. Но я не пытался увеселить эту историю».

Так, мёртвые солдаты несколько раз подряд смотрят видеозапись гибели телеоператора Дэна, когда на фразе журналистки «Сегодня нам посчастливилось пообщаться...», в объектив его камеры стреляет снайпер. Бойцы смеются, им вторит зал — это действительно очень смешно. «Чёрт! Почему не я это придумал? Почему этого нет в пьесе?», — задаётся риторическим вопросом автор пьесы. Владимир Зуев говорит, что видел много неудачных постановок своей пьесы. Неудачных, потому что в ней «очень просто уйти в ложный пафос».

«То, что они (Денис Малютин и команда „Глобуса“ — прим. Тайги.инфо) ушли от этого быта, сделали какую-то метафору, это хорошо, — убежден драматург. — Потому что время-то проходит, а нам говорят: „Войны уже нет, мы не воюем ни с кем. Всё хорошо. Контртеррористическая операция закончилась“. Следовательно, какие-то лобовые вещи рассказывать о войне у нас уже неактуально получается. А если какой-то образ сделать, притчу рассказать, она и через 5 лет будет актуальна, и через 10».

«Я общался с парнями, которые воевали во вторую, первую чеченскую кампанию. Ни для кого не секрет, что многие туда возвращались или хотели вернуться, потому была какая-то злость, было чувство незавершённости после принятия Хасавюртовских соглашений (совместное заявление представителей Российской Федерации и Республики Ичкерии 31 августа 1996 года, завершившее Первую чеченскую войну, — прим. Тайга.инфо), — объясняет своё „войско из-под земли“ автор. В Великой Отечественной войне была победа, и люди, несмотря на то, что было столько испытаний, вернулись победителями. Здесь парни не возвращались победителями. И вот это, может, максимализм юношеский, желание что-то завершить».

Впрочем, это обстоятельство не помешало показать ранние постановки «Мамочек» в Дагестане, причём именно в Хасавюрте. Владимир Зуев говорит, что «зал принимал потрясающе», возможно, потому, что «там около 20 лет вообще никаких театров не было». «И там люди, которых эта тема касается. Неважно, с какой стороны мать — с нашей, не с нашей — она всё равно мать. И эти женщины — наши мамы — рассказывали, как они вместе с чеченками ходили искать [убитых сыновей]».

«После этого вышел звукооператор — чеченец, — продолжает драматург. — По возрасту он мог принимать участие в первой кампании. Он говорит: „Не уезжайте, пожалуйста“. Он стоял и плакал: „Спасибо, — говорит, — что вы про это рассказали“».

Премьерные показы «Мамочек» Дениса Малютина продолжатся в «Глобусе» 14 февраля и 1 марта. Спектакль останется в репертуаре театра до конца сезона. Кроме того постановка включена в программу празднования 75-летия Новосибирской области — её показы в районах стартуют с Маслянино 24 февраля.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272